ОФП СПФ и ФП – определения
Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий направленных на физическое и нравственное развитие человека.
В педагогике понятие «физическая культура» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами физическая активность дополняет другие виды деятельности человека например учебную или трудовую.
Кроме того повышенные физические нагрузки это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс борьба хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов ВС и спасательных отрядов МЧС.
Цели и задачи общей физической подготовки
Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.
1. Повысить двигательную активность человека.
2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
3. Развить физические качества – силу выносливость быстроту ловкость гибкость.
4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.
5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия направленные на развитие основных физических качеств: силы выносливости быстроты гибкости ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания отжимания подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты в программу общей физической подготовки включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта с низкого старта челночный бег) и игровые виды спорта (футбол баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции плавание катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости могут применять только те кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками махи ногами выпады наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом барьерный бег ходьба на руках кувырок прыжком через препятствие.
Что она дает
Человек обладающий замечательной самоподготовкой имеет хорошую устойчивость к разным болезням напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения обмен веществ. Мышление внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.
Физическая подготовленность
В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.
Физическая подготовленность – степень умений способностей и навыков конкретного человека и его готовность преодолевать физические нагрузки.
Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы выносливости быстроты ловкости гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты) которые состоят из комплекса упражнений.
Показатели физической подготовленности
Показатели физической подготовленности — это физические качества человека. Среди них наиболее значимые следующие:
- сила
- скорость (быстрота)
- выносливость
- скоростно-силовые качества
- гибкость
- ловкость
- координация движений и т. д.
Выносливость
см. Выносливость
Общая выносливость
Под общей выносливостью понимается способность противостоять утомлению при нагрузках умеренной мощности с преимущественно аэробным обменом в мышцах. Основным показателем общей выносливости можно считать время в беге на 2000 м (девушки) / 3000 м (юноши).
Спринтерская выносливость
Спринтерская выносливость — способность противостоять утомлению при работе с максимальной мощностью и оптимальной частотой движений — выражается расстоянием пробегаемым с максимальной скоростью в единицу времени.
Скоростная выносливость
Скоростную выносливость можно определить расстоянием пробегаемым с субмаксимальной скоростью (составляющей 90 % от максимальной) в единицу времени.
Силовая выносливость
Силовая выносливость — способность мышцы или мышечной группы противостоять утомлению при многократном мышечном сокращении т. е. при длительной силовой работе — для мускулатуры плечевого пояса и рук выявляется с помощью подтягиваний из виса на перекладине; для мускулатуры брюшного пресса — подниманий и опусканий туловища в положении лёжа.
Сила
см. Мышечная сила
Мышечная сила — это способность мышцы преодолевать сопротивление.
Скоростная сила
Для измерения скоростной силы можно применять следующие показатели:
- сила ног: количество приседаний в течение 20 с количество выпрыгиваний из приседа вверх прогибаясь в течение 20 с;
- сила рук: количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа в течение 10 с количество подтягиваний в течение 10 с;
- сила мышц брюшного пресса и спины: количество подниманий туловища до прямого седа из положения лёжа на спине в течение 10 с количество подниманий ног вперёд в висе в течение 10 с.
Абсолютная сила
Для спортсменов которым приходится преодолевать внешние сопротивления (например для штангистов) большое значение имеет абсолютная сила. Её показателем может служить степень силового напряжения при преодолении максимальных сопротивлений. Повысить достижения можно улучшая нервно-мышечную координацию и увеличивая мышечную массу. И наоборот в тех видах спорта в которых атлетам приходится преодолевать вес собственного тела (бег прыжки гимнастика плавание) решающее значение имеет относительная сила.
Быстрота (скорость)
см. Быстрота
Быстрота характеризуется максимально быстрым чередованием сокращения мышц и их расслабления. Различают спринтерскую быстроту быстроту движений быстроту реакций.
Спринтерскую скорость можно определить по времени которое испытуемый затрачивает на преодоление 25 м с ходу.
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа ВУЗ ВС правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины рук и плечевого пояса.
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Нормативы для школьников
Для оценки общей физической подготовки школьников ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».
Педагога интересует не то сколько раз школьник подтянется на перекладине а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз а в мае подтянулся – 3 раза большинство физруков поставит за год – оценку 5.
Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.
Нормативы ГТО для старшеклассников
Чтобы получить значок ГТО старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений на свое усмотрение).
Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 14 | 11 | 9 |
Бег на 60 метров (сек) | 80 | 85 | 88 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:40 | 14:30 | 15:00 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 13 | + 8 | + 6 |
Оценка физической подготовленности
Многие не понимают что понимается под тестированием физической подготовленности как вообще можно оценить нечто подобное. Ведь каждый человек индивидуален не похож на другого а потому подготовка у него тоже разная. Пришла пора разъяснить о чем идет речь а также предоставить некоторые цифры для лучшего понимания. Дается такая характеристика только после проведения оценивания общего физического функционального состояния. Существует ряд уже давно разработанных и подобранных испытаний замеров тестов.
Ведение дневника самоконтроля
Главным основным методом контроля физической подготовленности является ведение собственного дневника куда вы будете заносить все изменения происходящие с вашим телом во время тренировок. Для этого нужно просто разлиновать обычную тетрадку куда вносить данные о работе разных систем организма настроении успехах на определенное число.
- Пульс в состоянии покоя и после нагрузки.
- Ортостатическая проба.
- Объемы и характеристика нагрузок.
- Частота дыхания до и после упражнений.
- Общие сведения о самочувствии.
- Настрой: позитивный или негативный.
- Время восстановления.
Ведение таких записей дает общее представление о состоянии здоровья атлета а также о его функциональных показателях. Даже чисто для себя полезно их делать чтобы понимать на что стоит обратить больше внимания.
Нормативы по физической подготовке
Разработан целый комплекс показателей которые считаются усредненными а также одинаковыми для всех.
Для школьников и студентов
Определенная часть тестов относится к оценке физической подготовленности учеников школ техникумов университетов и иных учебных заведений. По тому как изменились показатели физподготовки у одного и того же человека к примеру за семестр можно судить в целом о проведенной работе по подготовке. Это включает в себя применение специальных средств инвентаря а также методов физического воспитания.
Для армии
Вооруженные силы – отдельная сфера физической подготовки. Существуют разные типы тестирования которые показывают соответствие солдата общепринятым нормативам конкретной страны. У разных государств они могут весьма существенно разниться. Они имеются в свободном доступе потому давайте рассмотрим лишь некоторые для сравнения.
Подтягивание на перекладине
- Великобритания – 12 раз.
- США – 10 раза.
- Германия – 12 раз.
- Франция – 8 раз.
- Россия – 12-13 раз.
Бег на дистанцию 1000 метров (1 километр)
- Великобритания – 4.7-5 минут.
- США – 7-8 минут.
- Германия – 6 минут.
- Франция – 3.5-4.6 минуты.
- Россия – 3.3-3.25 минуты.
Методы оценивания физической подготовленности (тесты)
Для осуществления контроля над физподготовкой учащихся или военнослужащих предусмотрен набор специальных испытаний (тестов). Они бывают общие предназначенные для среднестатистической девушки или парня а также специальные если человек уже прошел или не способен выполнить таковые.
Общие
- Прыжок в длину с места.
- Поднимание опускание тела из положения сидя.
- Наклон тела вперед на гимнастической скамье.
Медгруппа
- Подтягивание на перекладине.
- Плавание.
- Бег на лыжах.
- Упражнения на мышцы пресса (для женщин).
- Сгибание рук (упор лежа).
- Тесты на гибкость.
- Прыжки со скакалкой.
- Тест Купера.
- Бег (1 2 3 километра).
- Прыжки с места в длину.
Чтобы оценить сердечно-сосудистую деятельность организма обычно принято применять так называемую пробу Руффье а также индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
Тест Купера
Эта проверка была изобретена еще в 1968 году американским военным врачом и ученым Кеннетом Купером. Рассчитан он на здоровых людей с хорошим самочувствием в возрасте не более тридцати пяти лет.
- Разминка (3-15 минут).
- Бег (велосипед плавание) на замер расстояния с максимальной «выкладкой» за 12 секунд.
- Заминка.
Причем ценность этого теста не в его результатах на какой-то определенный период а в динамике изменения по мере прохождения физической подготовки.
ИГСТ
Это намного более нагрузочная проба которая предлагается для прохождения только уже подготовленным атлетам. Для новичков такие методики малоэффективны так как в основном выполнить нормативы у них не получается. Суть теста проста: за 300 секунд человек должен размерено (маршировка) восходить и спускаться на стульчик или скамью. После этого дается одна минута на отдых. Сам индекс высчитывается по формуле.
ИГСТ = t x 100 / (F1+F2 + F3) х 2
Здесь значения F1 F2 F3 обозначают пульс замеренный соответственно на второй третьей четвертой минуте после нагрузки. Есть другая усредненная упрощенная формула.
ИГСТ= t x 100 / f x 55
Где:
t — время восхождения в секундах.
f— ЧСС (пульс частота сердечных сокращений).
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз можете смело гордится собой. Считайте что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 13 | 9 | 7 |
Бег на 60 метров (сек) | 82 | 91 | 95 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:50 | 14:40 | 15:00 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 12 | + 7 | + 5 |
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 12 | 7 | 5 |
Бег на 60 метров (сек) | 8.9 | 111 | 121 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:20 | 14:50 | 15:10 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 11 | + 5 | + 3 |
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 10 | 6 | 4 |
Бег на 60 метров (сек) | 9.2 | 115 | 125 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:50 | 15:00 | 15:45 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 10 | + 4 | + 2 |
Уровень физической подготовленности
Уровень физической подготовленности
1
класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 63 | 69 | 74 | 64 | 70 | 75 |
2 | Бег 60 м (с) | —- | —- | —- | —- | —- | —- |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 99 | 103 | 112 | 102 | 106 | 117 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 145 | 125 | 100 | 130 | 115 | 100 |
5 | 6-ти мин бег (м) | 1100 и выше | 750-900 | 700 | 900 | 600-800 | 500 |
6 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 20 | 16 | 12 | 10 | 8 | 6 |
7 | Бег 800 м (мин) | Без учета времени | |||||
8 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 3 | 2 | 1 | — | — | — |
9 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 7 | 5 | 2 |
10 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 9 | 3-5 | 1 | 12 | 6-8 | 2 |
Уровень физической подготовленности
2
класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 60 | 66 | 71 | 63 | 69 | 74 |
2 | Бег 60 м (с) | —- | —- | —- | —- | —- | —- |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 98 | 102 | 106 | 104 | 108 | 115 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 150 | 130 | 115 | 140 | 125 | 110 |
5 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 22 | 18 | 14 | 12 | 10 | 6 |
6 | Бег 1000 м (мин) | Без учета времени | |||||
7 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 3 | 2 | 1 | — | — | — |
8 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | 11 –12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 8 | 6 | 4 |
9 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 7 | 3-5 | 1 | 11 | 5-8 | 2 |
10 | 6-ти мин бег (м) | 1150 | 800-950 | 750 | 950 | 650-850 | 550 |
Уровень физической подготовленности
3
класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 57 | 62 | 68 | 58 | 63 | 70 |
2 | Бег 60 м (с) | —- | —- | —- | —- | —- | —- |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 91 | 98 | 104 | 96 | 104 | 110 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 160 | 140 | 125 | 155 | 135 | 120 |
5 | 6-ти мин бег (м) | 1200 | 850-1000 | 800 | 1000 | 700-900 | 600 |
6 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 7 | 3-5 | 1 | 13 | 6-9 | 2 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 25 | 20 | 16 | 15 | 12 | 8 |
8 | Бег 1000 м (мин) | Без учета времени | |||||
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 4 | 2 | 1 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 13 | 8 | 6 |
Уровень физической подготовленности
4
класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 52 | 60 | 65 | 53 | 61 | 65 |
2 | Бег 60 м (с) | 106 | 112 | 118 | 108 | 116 | 122 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 90 | 96 | 105 | 95 | 102 | 108 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 170 | 150 | 135 | 160 | 140 | 130 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 300 | 260 | 220 | 260 | 220 | 180 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 100 | 90 | 80 | 95 | 90 | 80 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 27 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 458 | 515 | 535 | 540 | 554 | 605 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 5 | 3 | 2 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 14 | 9 | 6 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 8 | 4-6 | 2 | 14 | 7-10 | 3 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1250 | 900-1050 | 850 | 1050 | 750-950 | 650 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 50 | 56 | 63 | 52 | 58 | 64 |
2 | Бег 60 м (с) | 100 | 106 | 112 | 104 | 110 | 118 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 85 | 93 | 100 | 89 | 95 | 101 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 170 | 160 | 140 | 160 | 150 | 130 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 340 | 280 | 260 | 300 | 260 | 220 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 441 | 458 | 515 | 525 | 540 | 554 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 5 | 4 | 2 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 16 | 10 | 8 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 10 | 6-8 | 2 | 15 | 8-10 | 4 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1300 | 1000-1100 | 900 | 1100 | 850-1000 | 700 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 49 | 55 | 61 | 51 | 57 | 63 |
2 | Бег 60 м (с) | 98 | 104 | 111 | 103 | 106 | 112 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 83 | 85 | 93 | 88 | 89 | 95 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 190 | 170 | 145 | 185 | 160 | 135 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 360 | 330 | 270 | 330 | 280 | 230 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 115 | 110 | 90 | 110 | 100 | 85 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 36 | 29 | 21 | 23 | 18 | 15 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 428 | 441 | 458 | 511 | 525 | 540 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 7 | 5 | 3 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 17 | 14 | 10 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 10 | 6-8 | 2 | 16 | 9-11 | 5 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1350 | 1100-1200 | 950 | 1150 | 900-1050 | 750 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 48 | 54 | 59 | 49 | 56 | 63 |
2 | Бег 60 м (с) | 94 | 102 | 110 | 98 | 104 | 112 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 83 | 85 | 90 | 87 | 90 | 95 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 205 | 180 | 150 | 200 | 170 | 140 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 125 | 115 | 100 | 110 | 100 | 90 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 39 | 31 | 23 | 26 | 19 | 16 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 416 | 428 | 441 | 458 | 511 | 525 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 8 | 5 | 4 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 19 | 15 | 11 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 9 | 5-7 | 2 | 18 | 10-12 | 6 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1400 | 1150-1250 | 1000 | 1200 | 950-1100 | 800 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 47 | 52 | 58 | 49 | 56 | 61 |
2 | Бег 60 м (с) | 88 | 97 | 105 | 97 | 102 | 107 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 80 | 83 | 85 | 86 | 89 | 97 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 210 | 190 | 160 | 205 | 175 | 145 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 410 | 370 | 310 | 360 | 310 | 260 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 130 | 120 | 105 | 115 | 105 | 95 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 42 | 37 | 28 | 27 | 21 | 17 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 353 | 403 | 416 | 448 | 458 | 511 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 9 | 7 | 5 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 17 | 15 | 12 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 11 | 7-9 | 3 | 20 | 12-14 | 7 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1450 | 1200-1300 | 1050 | 1250 | 1000-1150 | 850 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Юноши | Девушки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 45 | 51 | 55 | 49 | 54 | 60 |
2 | Бег 60 м (с) | 84 | 92 | 100 | 94 | 100 | 105 |
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | 77 | 82 | 86 | 85 | 89 | 95 |
4 | Прыжки в длину с места (см) | 220 | 195 | 175 | 205 | 180 | 155 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см) | 430 | 380 | 330 | 370 | 330 | 290 |
6 | Прыжок в высоту (см) | 130 | 125 | 110 | 115 | 110 | 100 |
7 | Метание малого мяча на дальность 150 г (м) | 45 | 40 | 31 | 28 | 23 | 18 |
8 | Бег 1000 м (мин) | 344 | 353 | 403 | 431 | 448 | 458 |
9 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 10 | 7 | 3 | — | — | — |
10 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 16 | 12 | 5 |
11 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 12 | 8-10 | 4 | 20 | 12-14 | 7 |
12 | 6-ти мин бег (м) | 1500 | 1250-1350 | 1100 | 1300 | 1050-1200 | 900 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Юноши | Девушки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 44 | 47 | 50 | 47 | 49 | 52 |
2 | Бег 60 м (с) | 83 | 91 | 100 | 93 | 100 | 104 |
3 | Бег 100 м (с) | 145 | 149 | 155 | 165 | 170 | 178 |
4 | Челночный бег 3х10 м (с) | 73 | 77 | 82 | 84 | 85 | 89 |
5 | Прыжки в длину с места (см) | 235 | 225 | 210 | 185 | 175 | 165 |
6 | Прыжки в длину с разбега (см) | 440 | 400 | 340 | 375 | 340 | 300 |
7 | Прыжок в высоту (см) | 135 | 130 | 115 | 120 | 115 | 105 |
8 | Метание гранаты 500 г(д) 700 г (ю) (м) | 32 | 26 | 22 | 18 | 13 | 11 |
9 | Бег 1000 м (мин) | 336 | 344 | 353 | 425 | 431 | 448 |
10 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 11 | 9 | 7 | — | — | — |
11 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 18 | 16 | 14 |
12 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 15 | 9-12 | 5 | 20 | 12-14 | 7 |
13 | 6-ти мин бег (м) | 1500 | 1300-1400 | 1100 | 1300 | 1050-1200 | 900 |
Уровень физической подготовленности
- класс
№ пп | Контрольные упражнения | Юноши | Девушки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 30 м (с) | 43 | 45 | 48 | 48 | 49 | 52 |
2 | Бег 60 м (с) | 83 | 91 | 100 | 93 | 100 | 104 |
3 | Бег 100 м (с) | 142 | 145 | 150 | 160 | 165 | 170 |
4 | Челночный бег 3х10 м (с) | 72 | 74 | 82 | 84 | 86 | 89 |
5 | Прыжки в длину с места (см) | 245 | 230 | 215 | 190 | 180 | 170 |
6 | Прыжки в длину с разбега (см) | 460 | 420 | 370 | 380 | 340 | 310 |
7 | Прыжок в высоту (см) | 135 | 130 | 120 | 120 | 115 | 105 |
8 | Метание гранаты 500 г (д) 700 г (ю) (м) | 38 | 32 | 26 | 23 | 18 | 12 |
9 | Бег 1000 м (мин) | 329 | 336 | 344 | 422 | 425 | 431 |
10 | Подтягивание на высокой перекладине из виса(кол-во раз) | 12 | 10 | 8 | — | — | — |
11 | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа(кол-во раз) | — | — | — | 18 | 16 | 14 |
12 | Наклон туловища вперед из положения сидя на полу(см) | 15 | 9-12 | 5 | 20 | 12-14 | 7 |
13 | 6-ти мин бег (м) | 1500 | 1300-1400 | 1100 | 1300 | 1050- 1200 | 900 |
Рекомендуемые нормативы физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений
I. Подготовка порядок и условия выполнения испытаний по нормативам физической подготовленности
Настоящие рекомендуемые нормативы физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений определяют уровень физических качеств способностей учащихся общеобразовательных учреждений на основе сдачи нормативов физической подготовленности выполняемых на учебных занятиях по физической культуре в общеобразовательных учреждениях где учитель объясняет учащимся смысл и содержание каждого из упражнений технику их выполнения возможные погрешности проведения показательных тренировочных занятий по развитию общей выносливости силовой выносливости максимальных силовых возможностей гибкости. Требования нормативов учащиеся выполняют в течение учебного года.
1. Условия выполнения зачетов по умениям и знаниям нормативов
На зачете учащиеся демонстрируют знания и умения по основным разделам программы по физическому воспитанию: основы физической культуры и здорового образа жизни; физкультурно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность. Форму зачета определяет учитель физической культуры.
2. Условия выполнения видов испытаний нормативов физической подготовленности :
2.1. Бег на 300 500 1000 1500 2000 3000 метров.
Выполняется с высокого старта на беговой дорожке или ровной местности на земляном или асфальтовом покрытии. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 01 секунды.
2.2. Бег на 30 60 100 метров.
Проводится на беговой дорожке (старт произвольный) или ровной местности на асфальтовом покрытии. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 01 секунды.
2.3. Подтягивание на перекладине.
Учащийся с помощью учителя принимает положение виса хватом сверху. Подтянуться непрерывным движением так чтобы подбородок оказался над перекладиной. Опуститься в вис. Самостоятельно остановить раскачивание и зафиксировать на 05 секунды в видимое для учителя положение виса. Не допускается сгибать руки поочередно делать рывки ногами или туловищем отпускать хват раскрыв ладонь останавливаться при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 секунды.
2.4. Поднимание туловища из положения лежа на спине
.
Исходное положение руки за головой пальцы в замок ноги согнуть в коленях ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.
2.5. Челночный бег
3Х10 м
Челночный бег проводится на открытых или закрытых площадках с твердым покрытием. Отмеряется отрезок длиной 10 метров с поперечными линиями для старта и финиша. На линии старта кладутся два кубика размером не менее 7х7 сантиметров. Сдающий норму принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (включается секундомер) сдающий берет один из предметов и бежит с ним на другой конец отрезка кладет его возвращается за другим и также переносит его на другой конец 10-метрового отрезка. В момент когда второй предмет касается пола секундомер выключается. Запрещается бросать предмет и класть его ближе границы 10-метрового отрезка.
2.6. Метание мяча в горизонтальную цель.
Метание мяча в цель производится с расстояния 6 метров в гимнастический обруч. Нижний край обруча должен находиться на высоте 2 метров от пола (обруч диаметром не более 90 сантиметров).
2.7. Метание мяча и гранаты на дальность.
Метание мяча или гранаты на дальность производится на площадке в коридор (ширина 10 метров длину выбирают в зависимости от подготовленности учащихся).Метание выполняют с прямого разбега или с места способом из-за спины через плечо. Другие способы метания не разрешаются. При метании гранаты должна быть обеспечена безопасность учащихся.
2.8. Плавание.
Выполнение норм по плаванию проводится в бассейнах или открытых водоемах в местах специально для этого приспособленных с соблюдением мер безопасности. Старт можно осуществлять как из воды так и с бортика бассейна. Учащиеся могут преодолевать дистанцию как спортивными так и вольным стилем плавания.
2.9. Стрельба.
Упражнение выполняется из пневматической винтовки с открытым прицелом. Дистанция для стрельбы 10 метров мишень спортивная «П». Количество выстрелов: 3 пробных 10 зачетных. Положение для стрельбы: упражнение ВП-1 с упора; упражнение ВП-2 стоя.
2.10. Прыжок в длину с места.
Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела.
2.11. Наклон вперед из положения стоя.
Стоя на полу не отрывая пяток ноги выпрямлены в коленях ступни параллельно расстояние между ними составляет 15-20 сантиметров. Выполняется 3 наклона вниз на 4-м фиксируется результат по кончикам пальцев или ладоням при фиксации этого результата не менее 2 секунд при этом сгибание ног в коленях не допускается.
2.12 Лыжные гонки.
Трасса как правило должна состоять из двух лыжней. Следует делать дополнительные лыжни там где ширина трассы это позволяет. На поворотах лыжни прокладываются только в случае если лыжи будут скользить по ним без срыва. Там где поворот слишком крутой или скорость слишком велика для того чтобы во время движения лыжи оставались на лыжне лыжни не прорезаются. На крутых спусках лыжни не прорезаются. Во время лыжных гонок учащиеся обязаны:
— следовать от старта до финиша по размеченной трассе;
— пройти трассу на лыжах без посторонней помощи используя только свои силы;
— не мешать другим учащимся и не создавать им помехи;
— учащиеся идущие с меньшей скоростью должны использовать правую сторону трассы а с большей
скоростью — левую.
Принимается во внимание три фактора относительно безопасности погодных условий: температура продолжительность осадков одежда и другие средства защиты от холода. Если по прогнозу ожидается температура от -15° до -25° C учителю следует сообщить всем учащимся рекомендации по защите от холодной погоды. Если температура составляет -25° C или ниже лыжные гонки должны быть отложены или отменены.
II. Структура и содержание нормативов
Нормативы состоят из 5 ступеней.
I ступень — для учащихся 1 — 2-го классов (6-8 лет).
Задачи ступени: приобретение элементарных умений и выполнении физических упражнений развитие интереса к занятиям физическими упражнениями;
II ступень — для учащихся 3 — 4-го классов (9-10 лет).
Задачи ступени: закрепление интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями выявление спортивных интересов развитие основных физических качеств и двигательных навыков;
III ступень — для учащихся 5-7-го классов (11-13 лет).
Задачи ступени: совершенствование разнообразных физических качеств жизненно необходимых умений и навыков формирование сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом как средству повышения успеваемости и укрепления состояния здоровья;
IVступень -для учащихся 8 — 9-го классов (14-15 лет).
Задачи ступени: достижение уровня физической подготовленности в овладении прикладными двигательными навыками обеспечивающими успешные занятия отдельными видами спорта;
V ступень —для учащихся 10 — 11- го классов (16-17 лет).
Задачи ступени: достижение высокого уровня физической подготовленности и развития двигательных навыков необходимых для обеспечения готовности учащихся к службе в армии и к последующей трудовой деятельности.
На V ступени рекомендуется проводить контрольную сдачу нормативов в 10-м классе оставляя возможность для желающих сдать нормативы в 11-м классе. Нормативы включают в себя несколько видов испытаний предназначенных для определения уровня развития основных физических качеств (силы быстроты выносливости гибкости и др.) и уровня овладения основными прикладными навыками (бег на лыжах метание и др.).
Резюмируем
Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка это возможность расширить свои возможности.
Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно опираясь на нормативы ГТО.
Как физическая подготовка влияет на результаты в фитнесе
ОФП новичков может быть любой. Не важно в каком возрасте и в какой форме вы приступаете к занятиям главное – первый шаг сделан и это уже много. И чтобы дальнейшие шаги были заметными и вели к намеченной цели нужно регулярно проверять свои достижения – именно для этого и существуют тесты на определение физподготовки. Это не соревнование а самоконтроль – получая наглядные результаты роста Вы будете снова и снова чувствовать прилив сил для дальнейшего развития.
Многие годами ходят в спортзал и не видят заметных улучшений формы – это происходит именно из-за отсутствия стартового и промежуточного контроля в виде тестов на физподготовку.
Постскриптум
Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит остановись».
Статья: «Как приметь ЧСС» расскажет что такое пульсовые зоны и как избежать перегрузок. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена» простыми словами расскажем откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.