Классификация стретчинга для детей
По способу и характеру воздействия упражнения делятся на четыре основных группы.
- Статическая. Постепенное растяжение одной или нескольких мышц в замедленном темпе.
- Динамическая. Растягивания определенной мышечной группы в ускоренном темпе.
- Баллистическая. Маховые движения совершаемые с высокой амплитудой и предельным диапазоном.
- Проприоцептивная. Стимуляция нервно-мышечной деятельности путем попеременного расслабления и сокращения. Предназначена для проработки мышц-антагонистов.
Методология
Перед растяжкой следует разогреть мышцы легкой разминкой в виде бега приседаний прыжков со скакалкой махов руками и ногами. Длительность разминки определяется индивидуально согласно возрастным и физическим данным ребёнка но не более 15-20 минут.
Каждое упражнение на растяжку проводится в 4 этапа:
- исходное положение»
- растяжение
- выход из растяжки
- интервальная пауза.
Во время выполнения пульс должен быть ровным хорошо наполненным дыхание – спокойным. Движение начинается на вдохе. На время растяжения делается медленный выдох. Главный показатель положительной динамики – отсутствие болевых ощущений во время и после проведения занятий.
Перед началом занятий или что надо знать родителям.
Если у ребенка есть искривление позвоночника то сначала лучше посоветоваться с врачом. Некоторые виды сколиоза можно исправить или скорректировать стретчингом. А в каких-то случаях врач даст советы и рекомендации – возможно какие-то упражнения стоит избегать на занятиях. Или делать с особой осторожностью.
В таком случае обязательно поговорите об этом с тренером. Так он будет знать про элементы которые не надо выполнять ребенку а ещё сможет проконтролировать чтобы он не начал делать их вместе с остальной группой.
Ещё может быть такой случай – вы не уверены что ребенок сам по себе с хорошей растяжкой от природы. Тогда тоже предупредите об этом тренера чтобы он продумал для него наиболее комфортные упражнения.
Так занятия пройдут в удовольствие и в абсолютной безопасности. Тренер ВСЕГДА за этим следит но когда и вы проявляете внимание к такому вопросу это гарантирует успешные тренировки.
В каком возрасте можно начинать тянуться?
Уроки растяжки для детей отличаются от занятий для взрослых. Это связано с развитием и готовностью тела к определенным нагрузкам.
- До 4 лет.
Занятия для малышей лучше сделать в виде игры чтобы увлечь их интересным заданием. Упражнения должны быть легкими и безболезненными – страх боли отобьет все желание заниматься в дальнейшем. Под руководством тренера малыш тянется сам по своим возможностям. Его мышцы суставы и связки ещё формируются поэтому в этот период нельзя использовать дополнительный вес для растяжки.
- С 4 до 7 лет.
Стретчинг для детей становится интенсивнее к самостоятельному растяжению тренер может подключать свои силы. Безопасно растягивает ребенка чувствует его возможности и потенциал. Ученик говорит о своих ощущениях а тренер прислушивается и выбирает подходящую нагрузку.
- После 7 лет.
Самый «результативный» возраст для занятий. Тело сформировано поэтому можно добавлять более сложные методы растяжки.
Особенности занятий.
При растяжке нагрузка идет на основы основ тела – суставы связки и мышцы. Поэтому очень важно думать не только о том каким классным будет результат но и о безопасности во время занятий. Гибкость без травм – основная задача преподавателя. Занятие обязательно начинается с разогревающей разминки. На это выделяют минут 10. Подходит бег прыжки махи ногами и руками приседания и даже танцевальные движения.
Тело разогрето и начинается растяжка. Важно помнить что стретчинг – это не только шпагат а гибкость всех мышц. Поэтому сразу тянуть шпагат не будут. Постепенно и аккуратно тренер будет показывать упражнения на растяжку всех мышц. Двигаться будут сверху вниз – от шеи к ступням.
Так суставы и связки готовятся к шпагату. Тренер посмотрит на возможности учеников и кому-то поможет со шпагатом а для кого-то отложит этот «квест» на следующий раз. Всё максимально комфортно для ребенка и под чутким контролем.
Нужно выбирать между танцем и растяжкой?
Дилемма? Отдать ребенка на танцы или растяжку? Держите меню школа танца в Москве «9 залов» предлагает вот такую «пищу для ума»:
- Растяжка.
Гибкое тело и пластичные мышцы – хороши для здоровья и самочувствия. Но не воспользоваться такой подготовкой для чего-то ещё – упущенные возможности. В любом случае все физические активности или танцы лучше завершать растяжкой. После занятий ребенок будет знать и использовать нужные упражнения для «заминки».
- Танцы.
Научится разным стилям и схемам появится навык импровизации. Танцы заряжают настроением и хороши для скорости и силы.
- Комбо.
Занятия танцами для детей можно комбинировать со стретчингом чтобы мышцы развивались гармоничнее. Сила – от танцев гибкость – от растяжки. Она ещё поможет увеличить амплитуду некоторых элементов. А в стилях джаз-модерн хореография на пилоне и классическая хореография без неё просто не обойтись. Зрелищности этим направлениям придает грациозность и гибкость. А что её даёт? Хорошая растяжка.
Возрастные характеристики
Для детского стретчинга возрастных ограничений нет. Более того чем раньше ребёнок начнет регулярные занятия тем больше пользы они принесут.
Исключение составляют специализированные упражнения предназначенные для спорта и хореографии. Растяжка профессионального типа проводится только под контролем опытного тренера.
3-4 года
Как растянуть ребенка младшего дошкольного возраста? До 4 лет занятия желательно проводить в игровой форме – это сформирует и закрепит необходимый для систематических тренировок интерес.
Этап разогрева начинается с прыжков со скакалкой. Помимо прочего скакалка – прекрасный инструмент для развития координации движений. Далее следуют 8-10 (не больше) приседаний. Закончить разминку рекомендуется наклонами вперед на прямых ногах.
- «Бабочка летает» – упражнение для выворотности и растяжки тазобедренных суставов. Сидя подтянуть ноги к тазу и соединить стопы. Совершить плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз.
- «Бабочка сидит на листочке» –в той же исходной позиции мягко надавливать руками на колени прижимая их к полу.
- «Бабочка спит» – не меняя положения ног вытянуть руки вперед и прижать корпус к полу. Можно помочь ребенку слегка прижимая коленки к полу. Если спинка колесом попробуйте мягко надавить на неё для выравнивания.
- «Лягушка». Лечь на живот голову повернуть в сторону и положить на согнутые в локтях руки. Подтянуть ножки сгибая их в коленях как можно выше. Зафиксировать позу на 10-20 секунд.
- «Качели». Лежа на животе согнуть ноги. Плотно обхватить ладонями щиколотки и медленно поднимая ножки (тянуть к голове) осторожно прогнуться (5-10 сек).
5-6 лет
У детей 5 лет и 6 лет суставной аппарат при условии регулярных тренировок уже вполне сформирован достигнут требуемый уровень эластики. Поэтому в комплекс включаются более сложные растяжки включая продольный и поперечный шпагаты.
- Проработка трицепсов и бицепсов. Встать ровно. Заведя правую руку через плечо достать область между лопатками одновременно другой рукой нажимая на локоть правой руки. Повторить 5-6 раз меняя руки.
- Грудные мышцы. Отвести руки назад и соединить в замок. Слегка выгибаясь поднимать соединенные руки до максимально возможной точки.
- Растяжка мышц спины и поясницы. Встать на колени. Сесть прижимая пятки к тазу. Вытянув руки вперед наклоняться стараясь достичь максимальной точки напряжения.
- Проработка тазобедренных мышц. Закрепить на ступнях эластичный бинт или гимнастическую эластическую ленту. Лечь на спину. Поднять ноги при помощи ленты до прямого угла.
- Квадрицепсы. В положении стоя согнуть ногу. Держа стопу рукой тянуть вверх до предела.
- Икроножные мышцы. Стойка на носках. Фиксация в подъёме 10 сек.
- Стопы. Сидя спина ровная. Тянуть стопы носками к себе. В базовый комплекс также входят усложненные упражнения типа «бабочка» «лягушка» «качели» и т.п.
7-8 лет
Возраст 7 лет и 8 лет характеризуется увеличением подвижности костных соединений скелета. Суставной аппарат сформирован связки приобрели необходимую степень эластичности. Начиная с этого периода тренировочный план включает в себя упражнения всех четырех групп растяжки от статической до проприоцептивной.
Шпагат
У нам есть подробная статья о том как научить ребенка садиться на шпагат. Постепенность и последовательность – главные условия эффективного обучения. В домашних условиях лучше начинать с освоения техники продольного шпагата.
- В положении сидя ноги вытянуть вперед и развести в стороны. Сохраняя спину прямой сделать глубокий наклон вперед. Обхватив руками верхнюю часть стопы зафиксироваться в позе на 10 сек. Выпрямиться.
- Встать развести ноги больше ширины плеч и сделать несколько пружинящих действий. Корпус прямой.
- Ноги – шире плеч носки – в стороны. Наклонившись вперед опереться руками на пол. Фиксация в позе – 10 сек.
Внимание! Занятия проводятся только после разминки! Характер движений количество и степень сложности разнятся в зависимости от возраста и уровня физической подготовки ребенка.
Методика растяжки и коррекции данных детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения хореографии.
В современных динамичных условиях практика работы хореографических объединений студий центров дополнительного образования стремительно перестраивается. Основной вектор преобразований – направленность на личность обучающихся т.е. развитие у воспитанников тех личностных качеств и свойств которые дадут им возможность успешно ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Хореография – искусство любимое детьми однако не стоит забывать что учиться танцу – тяжелый труд свободу в танце сможет обрести лишь тот для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной кропотливой работы.
В нашу детскую школу хореографии дети приходят в основном по желанию без строгого отбора. В этом причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка работать над его продвижением к успешной деятельности сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным желанным радостным.
Каждый урок ритмики включает в себя достаточно большой по объему раздел: партерная гимнастика (упражнения на полу). Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов улучшить эластичность мышц и связок нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе ногах и помогают вырабатывать выворотность ног развивают гибкость эластичность стоп. Однако здесь следует заметить что для детей с недостатком хореографических данных (а таких много) эти упражнения достаточно тяжелы болезненны и не приносят желаемых результатов.
Боязнь неудачи неудовлетворенность результатами своей деятельности приводят к тому что дети не имеющие природной растяжки выворотности гибкости теряют интерес к занятиям не чувствуют себя успешными на уроке. Не видя немедленных результатов ребенок в досаде и разочаровании может бросить занятия. Иногда поспешность и переоценка своих возможностей в стремлении к недостижимому идеалу могут привести к болям и даже серьезным травмам. С другой стороны дети обладающие хорошими врожденными хореографическими данными быстро добиваются определенных результатов и не утруждают себя серьезной кропотливой работой.
Учитывая сложившиеся противоречия при подготовке комплекса для растяжки я решила исходить из реальных данных обычных детей и постараться сделать так чтобы растягивание было не муштрой не наказанием для несовершенного организма а наоборот приятным и полезным способом снятия накопившегося нервно-мышечного напряжения помогло почувствовать уверенность в себе укрепить мышцы и улучшить осанку.
Желание растягиваться возникает у человека естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении приятным и абсолютно безопасным. Растягивание благотворно действует на позвоночник помогает избавиться от скованности в мышцах улучшает кровообращение снижает утомление.
Связки детей при растягивании могут удлиняться на 6-10 процентов. Интенсивностьзанятий для каждого должна определяться индивидуально. Самое главное чтобы ребенок не принуждал себя а напротив выполнял движения с удовольствием.
Предложенный ниже комплекс упражнений включает в себя лишь основные – базовые элементы. Особенность его в том что почти для каждого упражнения дается два варианта: облегченный вариант (О) для детей обладающих скромными природными данными и усложненный вариант (У) для детей с хорошими хореографическими данными. Оба варианта можно использовать одновременно в одной группе детей.
Несколько общих правил: — начинать растягивание на выдохе затем дыхание нормальное нельзя задерживать дыхание это вызывает напряженность заканчивать каждое упражнение вдохом; — не заставлять ребенка удерживать положение длительное время иначе он утомится и потеряет интерес к занятиям; — первое время находиться в положении растягивания несколько секунд затем постепенно увеличивать время.
Упр.1. Прежде чем проучить правильное положение корпуса на партеренеобходимо проверить правильную постановку корпуса в положении «стоя». Вес тела равномерно распределен на носок и пятку стопы прижать к полу опираясь на их внешниекрая. Ногами потянуться вверх начиная от внутреннего свода стопы стараясь как можно больше выгнуть его. Напрячь мышцы передней поверхности бедра подтягивая вверх коленные чашечки. При этом будут растягиваться и связки задней поверхности коленного сустава (следить за тем чтобы колено не тянулось назад). Напрячь ягодичные мышцы втягивая копчик внутрь. Если положение принято правильно таз не будет наклонен ни вперед ни назад. Это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику.
При вытягивании нижней части позвоночника вверх необходимо напрячь мышцы брюшногопресса тем самым компенсируется нагрузка на поясничный отдел позвоночника. Грудная клетка поднимается и как бы раскрывается. Плечи свободно опущены при этом стараемся тянуться еще выше. Шея вытягивается вверх подбородок не запрокидывается ощущение будто тянут вверх за макушку. Тело – упругое легкое дыхание – свободное ровное. Детям такое упражнение лучше давать в игровой форме например в игре «Строим дом» или представить как тянется к солнышку травинка деревце и т.д.
Упр. 2.Наклон вперед (стоя). Это упражнение если оно выполнено правильно благотворно действует на нижние отделы позвоночника. Дело в том что для глубокого наклона вперед таз должен свободно вращаться вокруг головок бедренных костей. Однако у многих детей такое вращение затруднено и наклон производится за счет чрезмерного напряжения в спине. Выполняя наклон вперед из положения «стоя» или «сидя» всегда нужно следить за тем чтобы вес тела распределялся равномерно на обе ноги и чтобы спина была прямая. Ноги широко расставлены в стороны невыворотны.
Важно помнить правильное движение – это растягивание от бедер вперед-вверх. Таз находится на одной линии со стопами коленные чашечки подтянуты.
Упр. 3.Освоив постановку корпуса стоя переходим к положению «сидя» в партере. В этот момент очень важно научить ребенка чувствовать и ощущать правильные положения и движения позвоночника. Сесть на пол ноги вытянуть перед собой. Центр тяжести должен находиться перед тазом чтобы можно было растягиваться вверх от бедер. Детям проще объяснить так: «Сидим на двух косточках». Если ребенок сидит верно и корпус хорошо подтянут наверх то при разведенных в сторону руках его легко приподнять над полом — так проверяется правильная постановка корпуса сидя (детям очень нравятся такие «проверки» часто просят приподнять их или пробуют приподнимать друг друга).Начинаем растягивать позвоночник вверх и вперед пока невозьмемся руками за носки. При наклоне вперед нужно сгибаться только в тазобедренных суставах и одновременно растягивать позвоночник.
Упр. 3(О) Есть дети у которых мышцы задней поверхности бедер весьма неэластичны и им бывает трудно согнуться только за счет тазобедренных суставов. Стараясь наклониться ниже они либо сгибают колени либо скрючивают спину и касаются лбом коленей что очень неверно и вредит осанке.
Если ребенку не удается достать руками пальцы ног необходимо взять пояс (или широкую ленту) закинуть за ступни и держаться за его концы. Растягиваться вверх и вперед от нижних отделов позвоночника стараясь не помогать себе руками. Шею вытянуть но не напрягать плечи.
Упр. 3(У) Если ребенок обладает хорошей гибкостью он сможет на выдохе потянуться туловищем вперед и прижать его к ногам. Не подтягиваться при помощи рук а плавно вытягивать весь позвоночник от копчика до шеи. Затем опустить голову и коснуться лбом ног. Живот прижат к ногам. Если позволяет растяжка сцепить руки за ступнями и расслабить плечи. Таким образом можно одновременно исполнить упражнение для менее гибких детей и для детей имеющих хорошие природные данные.
Каждый ребенок будит выполнять движение с подходящей именно ему амплитудой добиваясь своих результатов и педагог сможет оценить успехи ребенка по его успехам именно на этом занятии.
Упр. 4 Скручивание. Это упражнение помогает сохранить гибкость позвоночника и снять мышечное напряжение в области плеч и таза. При правильно выполняемом скручивании плечи движутся назад и вниз а верхняя часть позвоночника выпрямляется. Поэтому поза скручивания способствует исправлению осанки. Грудные позвонки подвижнее чем крупные позвонки поясничного отдела. Поэтому важно вытянуться как можно выше от поясницы и скручивать позвоночник по всей его длине а не просто выпячивать грудь и поворачивать грудную клетку. И.п. стоя на коленях. Сесть на пол справа согнутые ноги остаются слева. Положить левую руку тыльной стороной на правое колено отвести прямую правую руку за спину коснувшись пальцами пола. На выдохе повернуться как можно дальше направо не отрывая от пола левого бедра. Максимально повернувшись направо согнуть правую руку за спиной и взяться ею за левое предплечье.
Зафиксировать положение затем сесть прямо расслабиться и выполнить в другую сторону. Данное упражнение позволяет значительно «раскрепостить» спину что помогает юному исполнителю во время танца сделать движения корпуса более свободными интересными.
Упр. 5 Растягивание в наклоне назад – энергичное укрепляющее мышцы упражнение. При наклоне назад позвоночник растягивается в направлении своих естественных изгибов поэтому важно не просто сильнее прогибаться в талии и наклонять назад голову (как это обычно делают дети стараясь прогнуться сильнее) а вытягивать весь позвоночник как бы удлиняя его «раскрывая» грудь.
Это упражнение помогает выпрямить сутулую спину и расправить плечи. Прежде чем осваивать перегибы корпуса назад необходимо укрепить мышцы спины и уметь хорошо растягиваться в области бедер и таза это поможет избегать ошибки чрезмерного прогиба в талии.
Упр. 5(О) И.п. лежа на животе руки вдоль туловища ладонями вверх. На выдохе оторвать от пола плечи и ноги не сгибая колен. Позвоночник должен растягиваться равномерно по всей длине поэтому голова и ноги должны находиться на одном уровне. Головы выдвинуть вперед вытянуть шею это особенно полезно если верхний отдел позвоночника негибкий.
Упр. 5(У) Для детей обладающих более «мягкой» спиной по мере укрепления мышц спины рекомендуется усложненный вариант. И.п. лежа на животе ладони под грудью пальцами вперед. Напрячь мышцы ягодиц. На выдохе приподняться навыпрямленных руках вытягивая позвоночник. В пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп они поддерживают вес тела.
Упр. 6(У) Подготовка к мостам.
Встать на колени ноги вместе вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Вытянуть руки над головой чтобы выпрямить позвоночник и «раскрыть» грудную клетку. Положить руки на бедра и продолжать тянуться вверх стараясь максимально вытянуть позвоночник в области талии. Напрячь ягодицы выдвинуть таз вперед чтобы бедра были перпендикулярны полу плавно прогнуться назад и коснуться руками пяток. Голову наклонить назад дыхание свободное.
Упр. 6(О) Для менее гибких детей возможен такой вариант: встать на колени спиной к стулу сесть на пятки отвести вытянутые руки назад и крепко взяться за край стула. Упираясь руками оторвать бедра от пяток подать таз вперед напрячь ягодицы и отвести плечи назад. Бедра нужно выдвигать вперед как можно дальше тянуться от бедер вверх и стараться максимально прогнуться. Шею вытянуть смотреть вперед.
Упр. 7(О) Увеличивает эластичность подколенных связок. Лежа на спине согнуть ноги в коленях стопы на полу. Выпрямить ноги потянувшись пятками. Стопы сильно сокращены пальцы ног тянуть на себя пятки слегка приподнимаются от пола подколенные связки прижаты к полу.
Упр. 7(У)Усложненный вариант: из согнутого положения ноги выпрямляются вверх под углом 90 градусов. Таз и поясница обязательно прижаты к полу.
Упр. 8(У) Для растягивания внутренней поверхности бедер. И.п. лежа на правом боку. Вытянуть правую руку вверх ладонью в пол. Потянуться правой стороной тела от пяток до кончиков пальцев рук. Согнуть левую ногу в колене взяться за стопу левой рукой (правой рукой при этом поддерживаем голову) и поднять ногу вверх задержаться в этом положении несколько секунд.
Упр. 8(О) Если на данном этапе ребенок обладает недостаточной растяжкой рекомендуется в положении согнутой ноги закинуть пояс петлей на стопу держась за него. Затем выпрямить ногу и поднять ее вверх продолжая держаться за пояс. Использование пояса как бы удлиняет руку и позволяет позвоночнику оставаться ровным и вытянутым.
Упр. 9 Лягушка. Значительно улучшает подвижность тазобедренных суставов развивает выворотность. В зависимости от природного строения тазобедренного сустава одним детям удается сразу же без особого труда принять необходимое положение и они просто отдыхают другим же такая поза не удается и после нескольких месяцев занятий.
Упр. 9(У) И.п. сидя в положении «лягушки» стопы соединены и прижаты к туловищу бедра опущены на пол. Держась за согнутые ноги выполнить растягивание в наклоне вперед вытягивая переднюю сторону туловища. Бедра продолжать опускать к полу. Положить голову на пол. Весь позвоночник должен быть вытянут а грудная клетка раскрыта.
Упр. 9(О) Предложить детям максимально раскрыть ноги в стороны при этом максимально расслабить мышцы таза и бедер обеспечивая большую подвижность тазобедренных суставов (как правило дети наоборот сильно перенапрягают мышцы бедра чем вызывают болевые ощущения) колени опускаются вниз как бы под воздействием собственной тяжести. Для большего расслабления можно предложить выполнить упражнение в положении лежа на спине тогда расслабить мышцы будет еще легче.
Упр. 10(У) Для улучшения балетного шага можно добавить выведение ноги вперед -в сторону из положения «лягушки» сидя. Правой рукой взяться за пятку правой ноги через положение «вперед» вывести прямую ногу в сторону стараясь максимально поднять ее вверх. Следить за ровным положением бедер сидеть на «двух косточках» поясницу сильно растянуть наверх плечи ровные свободные.
Упр.10(О) На правую ногу петлей накидывается пояс нога выводится вперед -в сторону и удерживается на возможной высоте за счет петли в руке что делает возможным удержать ровными тазобедренные суставы и позвоночник. Все изменения в организме происходят постепенно иногда достаточно медленно.
Бывает что дети не получив сиюминутного результата теряют интерес к занятиям. Исходя из вышесказанного я решила в партерный экзерсис включить элементы танца соединить гимнастику с хореографией. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь заинтересовать развить музыкальность танцевальность координацию актерскую выразительность умение работать в паре в ансамбле. Ребенок у которого не вполне получается «чисто» исполнить гимнастическое движение может получить высокую оценку своей манеры исполнения актерского мастерства созданного им интересного образа. Это приводит к повышению у ребенка собственной самооценки ориентирует его на успех что и определяет его адаптацию в коллективе способствует дальнейшему развитию.
Такие маленькие «танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение что очень важно само по себе. Можно вставлять в упражнения хлопки удары возгласы например «Ух ты! Ух я!» — в русском этюде или «Пиф-паф» в этюде про пиратов. Это помогает развитию ритмичности позволяет отвлечься от болевых ощущений.
В первом классе делаем в основном игровые сюжеты: «Я на солнышке лежу» «Забавные мартышки» «Я змея-змея-змея я ползу-ползу-ползу…» которые помогают снять мышечные зажимы научиться открыто выражать свои эмоции. Когда дети становятся постарше в партерный экзерсис вводятся элементы народной хореографии: «Ах вы сени» «Ковбои» добавляется более сложная пластика: «Чудеса на дне морском». Дети не так терпеливы как взрослые и не обладают такой возможностью сосредоточиваться они более подвижны и им хочется поскорее перейти от одного движения к другому. Позволяйте им это.
Если в одной части занятия было больше статичных положений то в партерном экзерсисе пусть будут танцевальные сюжеты и наоборот если в партере шло проучивание движений в «чистом» виде то в основную часть занятия необходимо включить больше активных движений игр и т.д. Помните что мышцы и связки у детей слабее чем у взрослых. Пусть дети растягиваются свободно и естественно чтобы тело сохранило природную гибкость. После растягиваний детям необходимо на несколько минут расслабиться так они учатся ценить тишину и спокойную атмосферу.
Результаты моего опыта достаточно доступны для педагогов дополнительного образования. Его можно использовать в организации системы обучения хореографии детей как в специальных учреждениях дополнительного образования так в школьных и дошкольных учреждениях.
Автор Кожевникова Людмила Валерьевна преподаватель ДШХ №3
Материал размещен на сайте в рамках проекта «ПУБЛИКАЦИИ» С уважением Наталья Довбыш
Самостоятельные занятия
Несомненную пользу растяжка для детей дает и тем кто не занят регулярными занятиями спортом или хореографией. Плюсы выполнения в домашних условиях простейших упражнений для начинающих:
- Профилактика травматизма.
- Совершенствование координации движений.
- Профилактика и/или лечение сколиоза.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата.
- Регулировка работы мочеполовой системы.
- Улучшение функций органов пищеварения.
- Развитие органов дыхания.
Занятия дома лучше приурочить ко времени утренней зарядки – так ребёнку будет проще привить этот полезный навык. Новичкам рекомендуется начинать с простейших упражнений в виде наклонов махов и потягиваний. Со временем сложность и интенсивность можно увеличивать.
Важно! Растяжку можно включить в домашнюю зарядку только после медицинского осмотра. Так как при наличии межпозвоночной грыжи растяжении и других серьёзных проблем со здоровьем можно причинить вред организму.
Польза и вред детской растяжки
Стрейчинг имеет ряд положительных моментов что делает его таким популярным:
- систематические тренировки укрепляют опорно-двигательный аппарат двигательные способности суставов увеличиваются улучшается координация и способность балансирования и соответственно падение детей становится более безопасным;
- выполнение такого упражнения как шпагат поможет избежать развития артроза и артрита с возрастом;
- растяжка оказывает благотворное действие на мочеполовую систему благодаря увеличению кровотока во внутренних органах малого таза;
- систематическое выполнение спортивных заданий улучшает работу органов пищеварения;
Знаете ли вы? Самой молодой чемпионкой мира в спортивной гимнастике является румынка Даниэла Силиваш получившая золото за упражнения на бревне в возрасте 13 лет. Заниматься гимнастикой начала с 6 лет. - во время занятий у ребёнка формируется правильный стан позвоночник вытягивается;
- стрейчинг не даёт возникнуть спазмам и зажимам в мышечных тканях которые вызывают болезненные ощущения;
- ко всему прочему упражнения учат сосредотачиваться в нужную минуту а это в свою очередь положительно влияет на психику малыша.
Существуют и негативные моменты в растяжках при фанатическом их выполнении (более касается профессиональных занятий):
- проблемы со спиной — это могут быть просто боли искривление позвоночника и даже межпозвоночные грыжи;
- растяжение — травма которая может возникнуть при сильной и внезапной нагрузке во время выполнения определённого упражнения;
- существует вероятность серьёзных травм ног и позвоночника;
- присутствие почти всегда болевых ощущений что в свою очередь сказывается на психическом состоянии ребёнка;
- при необходимости соблюдения диеты существует возможность недополучения необходимых полезных веществ растущим организмом;
- большие нагрузки на организм учёба спорт и даже отдых — всё делается по расписанию у ребёнка может нарушиться сон в связи с хроническими перегрузками.
Важно! В возрасте 6–7 лет у детей занимающихся художественной гимнастикой очень часто диагностируют сильный прогиб поясницы и сколиоз из-за неравномерной нагрузки.