Как разработать программу тренинга. Часть 1. Типы упражнений

Фрагмент новой книги “Как вести бизнес-тренинг?”

Разминки на тренинге очень важны! Их следует всегда обьяснять участникам но они не должны нарушать саму логику тренинга. Надо пояснять зачем проводится разминка какой у нее смысл в контексте тренинга почему это не трата времени но важная составляющая деятельности. Участникам тренинга рекомендуется задуматься какие выводы мы можем сделать после выполнения данной разминки.
К примеру игра в разведчики и контрразведчики дается мною чаще всего на тренинге по продажам и переговорам перед двумя темами. Первая тема – установление контакта вторая – выявление потребностей с помощью задавания вопросов. Если я предлагаю эту игру перед темой установление контакта я рассказываю что очень важно уметь переходить в своем разговоре с темы на темы важно уметь поддерживать разговор что существует такое понятие small-talk (смолток) когда вы говорите не о предмете деловой встречи а о чем-то постороннем чтобы как говорится растопить лед установить контакт и затем переходит к делу.

Если я провожу данную разминку перед темой «искусство конструирования вопросов» я подчеркиваю что важно уметь органично задавать вопросы к некоторым вопросам надо подводить ненавязчиво. И иногда вы а равно и ваш оппонент могут иметь скрытые мотивы. И с одной стороны стоит развивать в себе умение выявлять информацию у клиента не показывая что это является самым главным для вас в разговоре а с другой стороны следует тренировать навык распознавания чужих скрытых мотивов.

И когда ты как тренер объяснишь смысл разминки в контексте темы тренинга участники еще более вовлечены они с удовольствием принимают участие шутят смеются и получают удовольствие от обучения. А разве это не классно когда людям нравится учиться?

В этом и состоит одна из важнейших целей тренера – создавать такую атмосферу когда участники включены активны и в игровой позитивной иногда даже веселой форме постигают важные темы.

Ту же самую разминку можно проводить и в управленческом тренинге но подавать ее стоит уже под другим соусом. Вы можете предложить ее перед темой «мотивация персонала» и сказать что для руководителя важно понимать скрытые мотивы своих подчиненных и скрывать иногда свои мотивы.

Мне не раз говорили мои коллеги бизнес-тренеры и преподаватели что они стали по-новому смотреть на разминки после посещения моего тренинга потому что такие упражнения и атмосферу разрежают и людей тонизируют и дополнительный смысл добавляют к основному материалу.

Взять к примеру другую не в меньшей степени коммуникативную но в большей степени – интеллектуальную двигательную и командную разминку – «игра в 33». Ее я часто провожу когда группа возвращается после обеда. Перед проведением я говорю что если до обеда люди борются с голодом то после – со сном и я предлагаю сделать разминку чтобы сфокусировать сконцентрировать внимание и затем дальше двигаться по темам тренинга.

Люди встают в общий круг чтобы всем было удобно без стеснений. Задача считать по очереди по кругу до 33. Но если на вашу долю приходится число которое делится на 3 без остатка к примеру 6 или 12 или содержит число 3 в своем написании человек должен не говорить его но сделать легкий хлопок. Если кто-то ошибается то есть хлопает вместо того чтобы говорить или говорит и хлопает одновременно (или подсказывает другому подсказка – тоже ошибка) то сделавший неправильной человек начинает считать с единицы в обратную сторону круга.

Еще перед разминкой я подчеркиваю важность командной работы как на тренинге так и в компании при осуществлении реальной деятельности и утверждаю что эта игра способствует развитию командного взаимодействия. Так что когда люди начинают разминаться они понимают смысл этой активности в контексте настоящего тренинга.

Более того во время этой разминки я поддерживаю людей говорю что мы обязательно справимся призываю их не торопиться шучу что можно использовать калькулятор. Но если вы не проводили эту игру сами то вы не представляете какой подъем испытывают люди когда упражнение выполнено они хлопают друг другу и подшучивают над самими собой потому что не получилось выполнить это не с первого ни со второго ни даже с третьего раза.

После разминки я с долей иронии говорю что первым итогом является то что участники на своем опыте увидели – человек – существо обучаемое! А дальше уже более серьезно можно продолжить что любая новая деятельность требует время на усвоение и врабатываемость так же как и те навыки продаж переговоров и управления которые мы отрабатываем на тренинге.

Нужно время на любое изменение в своем поведении поэтому это нормально что поначалу применение той или иной технологии не получается идеальным с первого раза. Но при разумных и постоянных усилиях новое будет осуществляться все более и более эффективнее.

Сейчас я даже стал рисовать кривую обучения после разминки «33» где показываю что у людей сначала выходит все лучше и лучше затем они останавливаются на плато где результативность как бы стоит на одном месте и вдруг – новый рост новый скачок вторая прямая роста. И можно вспомнить как это проходило у группы во время данной игры обратиться к их непосредственному опыту.

Таким образом люди буквально через движения своего тела (хлопки движения) через арифметические действия через командную работу получают мотивацию на изменения и уверенность в своих силах. Комментируя успешное выполнение данной разминки я также часто упоминаю что мы учимся на своих и на чужих ошибках и это нормально. Так что проводите разминки с умом и смыслом!

Разминки в тренингах — хорошие игрушки которые позволят поднять динамику группы

Для чего же нужны разминки? Вообще разминки можно разделить на несколько видов — разминки для знакомства разминки — энерджайзеры разминки — успокоители. Как видно из самих названий разминки в основном служат для управления динамикой групповых занятий. Рассмотрим дальше несколько разминок и начнем с разминок-энерджайзеров которые служат для восстановления энергии группы (повышения групповой динамики). Не секрет что тренинг — достаточно интенсивная форма обучения в ходе которой участники тратят большое количество энергии.

Ниже приведем некоторые из них.

Позвонки-вагончики

Цель: достичь с помощью исследования строения позвоночника стадии физического самосознания и релаксации

Уроните «голову-паровозик» вниз. Пусть «паровозик» утащит за собой «позвонки-вакончики» друг за другом (т.е. согнитесь постепенно).

Повисните вниз от копчика (т.е. голова висит настолько низко над полом насколько вам позволяет ваше физическое состояние).

В обратном порядке — снизу вверх — выстройте свои позвонки (в этом самый сок упражнения — разгибаться нужно не быстро не сразу а включая энергетику: постепенно разгибаясь вы представляете как ваши позвонки встают друг за другом на СВОИ места). После каждого действия («попадания» на свое место каждого позвонка) дайте направление костям скелета и следите за мышечной релаксацией.

Помните что вы не дух бесплотный а вполне реальны и осязаемы.

Сантики-фантики-лимпопо

Цель: подзарядить группу энергией немного подвигаться

Выбирается участник (водящий) который выводится за дверь. Остальные становятся в круг и выбирают ведущего после чего начинают хлопать в ладоши единым ритмом и громко повторять «Сантики-фантики-лимпопо».

Водящий становится в центр круга в это время ведущий незаметно для водящего немного меняет движение — например добавляет в хлопкам кивки головой. Задача группы — быстро поменять движение но так чтобы водящий не догадался кто является ведущим. Если водящий угадывает ведущего вто ведущий становится водящим и выходит за дверь группа выбирает нового ведущего и игра повторяется.

Напоминаю что «Сантики-фантики-лимпопо» повторяется в течении всей игры.

Обычно сначала угадывают легко но по мере игры это становится все сложнее так как группа учится повторять движение все быстрее и точнее не глядя в упор на ведущего ведущий учится улавливать моменты когда водящий на него не смотрит.

Игра проходит очень весело так как много смешных движений и много смешных моментов — то кто-то продолжает хлопать когда все уже давно прыгают то еще что-нибудь. Очень хорошо тренирует внимательность и наблюдательность.

Домики-хозяева

Цель: подвигаться разрядить обстановку в группе

Все участники стоят по кругу делятся на «тройки». Первый и третий берутся за руки так чтобы второй оказался между ними внутри. Тот кто внутри — «хозяин» кто держится за руки — «домик». Когда людей много (от 20 человек и выше) ведущий остается постоянным (то есть тренер) он только командует но в игре сам не участвует.

Ведущий может использовать три команды: «хозяева» «домики» «землетрясение». При команде ведущего «хозяева!» те кто стоит внутри «домика» должны быстро поменять свой «домик» т.е. выскочить из «своего» и заскочить в другой. При команде «домики!» — «хозяин» остается на месте а «домики» бросают своих «хозяев» (не отпуская рук) и находят новых «хозяев». Главное при этом — «хозяева» остаются на месте а не носятся вместе с «домиками» (хотя все равно носятся). Третья команда — «землетрясение!» После этой команды все рушатся: «домики» отпускают руки и «тройки» должны образоваться новые. Кто кем был в «прежней жизни» — неважно «хозяин» может стать частью «домика» «домик» может стать «хозяином». И так до всеобщего умопомрачения…

Когда людей немного до 20 чел. игру можно построить следующим образом. Должны быть «тройки» плюс один человек — ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется какие команды ведущего могут быть и что делать при этом а также говорится что тот кто после команды и действия остался один становится ведущим. После своей первой команды (например «хозяева») ведущий тоже ищет себе «домик». Кому-то «домика» не хватает он становится ведущим и произносит уже свою команду.

Самое прикольное когда народ быстро понимает что после команды «землетрясение» удобнее стать «домиком» так как это безопаснее. И вот по залу носятся тучи «домиков» которым не хватает «хозяев». И в какой-то момент «часть домика» бросает вторую половину и заскакивает кому-то в «домик» а его вторая половина остается одна. Как и в жизни… не щелкай клювом…

Играть в эту игру проще чем ее описывать… Но она очень веселая народ хохочет до упада.

Бумажные мячики

Цель: Веселая двигательная разминка которая взбодрит участников тренинга Количество участников 6-20 человек Время 10-15 минут

Ход упражнения

Разделите аудиторию на две равные половины например положив на пол веревку. Участников также разделите на две равные команды. Каждой выдайте стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи оказавшиеся на их стороне на сторону противника. Ровно через две минуты услышав команду <�Стоп!> надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией. Комлект разминок для старта групповой мысли Ниже представлены несколько разминок-задачек которые помогут завести групповую дискуссию на отвлеченную тему что в свою очередь чуть чуть расслабит участников и отвлечет от умной теории.

Курица и яйцо

Задача: Известно что полторы курицы за полтора дня сносят полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за три дня? Ответ: четыре яйца

Полторы курицы * полтора дня = полтора яйца одна курица * полтора дня = одно яйцо две курицы * полтора дня = два яйца две курицы * три дня = четыре яйца ответ = 4 яйца

Сначала каждый участник решает задачку индивидуально и записывает ответ на листочек. Затем за 20 минут команде участников надо прийти к одному общему решению. Тренер может записать на видео их дискуссию-спор а затем провести анализ. Игра проходит оживленно с большим интересов для участников и для самого тренера. Равнодушных нет.

Купля-продажа домов

Задача: Один мужчина решил сделать бизнес на купле-продаже домов. Вот купил он дом за 5000 и продал его за 6000. Затем он купил дом за 7000 и продал за 8000. Вопрос: получил ли прибыль мужик и если «да» то сколько.

По процедуре проведения сначала каждый считает сам и записывает свой ответ на листочек а затем участники тренинга должны договориться и найти 1 правильное решение.

Удивительно но факт: делают ошибки в этой простой задачке. Ответ: 2. Но встречаются следующие ответы: 0 1 2 3. Люди спорят с пеной у рта доказывая свою правоту.

Горящие веревки

Задча: Есть две неоднородные веревки разной длины и ширины. Однако каждая горит ровно час. Складывать веревки бесполезно – неизвестно сколько времени будет гореть половина – т.к. состав веревки неоднороден. Необходимо отмерить ровно 15 минут времени. Часов нет.

Ответ: Поджигаем одну веревку с одного конца а вторую с двух. Через полчаса сгорит одна веревка полностью а от второй останется кусок который поджигаем с другого конца. Он будет гореть требуемые 15 минут.

Как выбрать нужного парикмахера?

Задача: Будучи проездом в маленьком городке один купец зашел перекусить в ресторанчик а потом решил постричься. В городке было всего две парикмахерские и в каждой — только один мастер он же хозяин. В одной парикмахер был неопрятно побрит и плохо пострижен а в другой — чисто выбрит и с отличной стрижкой. Купец решил стричься в первой парикмахерской. Как по-вашему он сделал правильный выбор?

Ответ: Купец верно рассудил что что раз в городе всего два парикмахера то они наверняка стригут друг друга. Значит идти стричься надо к тому у кого плохая стрижка.

Продавец шапок

Задача: Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель меряет и согласен взять но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседкаи и говорит что 25 р. фальшивые требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. ВОПРОС: на сколько обманули продавца?

Ответ: Рассуждаем: доходы продавца: 25р от мальчика расходы: шапка (10р) + сдача (15р) + соседка(25р) итого 25-50=-25 т.е. убыток 25р Можно рассуждать и по другому: соседка осталась при своих деньгах (25р отдала на размен потом 25р забрала у торговца) т.е. ее можно не учитывать. Покупатель ушел с 15р сдачи и шапкой за 10р т.е. убыток торговца составил как раз 25р (15р сдачи + 10р шапка)

Про носки

Следующая очень простая задача — одна из многочисленных занимательных задач снискавших широкую известность

Задача: В темной комнате стоит шкаф в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Сколько носков следует взять из ящика чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета?

Ответ: Обычно на вопрос задачи дают неправильный ответ: 25 носков. Если бы в задаче спрашивалось сколько носков следует взять из ящика чтобы среди них было по крайней мере 2 носка различного цвета то правильный ответ действительно был бы таким: 25 носков. Но в нашей задаче речь идет о том чтобы среди взятых из ящика носков по крайней мере 2 носка были одного цвета поэтому правильный ответ задачи иной: 3 носка.

Если я возьму из ящика 3 носка то они либо все будут одного цвета (и в этом случае я заведомо смогу выбрать из них по крайней мере 2 носка одного цвета) либо 2 носка будут одного цвета а третий носок другого что позволит мне также составить пару одноцветных носков.

Какие разминки нравятся мне лично и почему?

Практически после каждого перерыва перед началом основной темы я задаю интеллектуальные загадки. Это могут быть загадки на логику на креативность на оригинальность. Несмотря на то что загадок существуют тысячи не так просто подобрать те что одновременно и достаточно сложные с одной стороны и не требуют специфических знаний к примеру в области математика или физики с другой стороны.

Инструкция перед первой загадкой может быть следующая. «Перед началом темы я предлагаю интеллектуально размяться. У нас тренинг тренировка. И подобно тому как спортсмен перед основным упражнением разминает и разогревает мышцы чтобы их не потянуть впоследствии и чтобы подготовиться к более сложным заданиям так мы и давайте разомнем наши ум мозг наши логические и креативные способности чтобы схватывать и перерабатывать основной материал быстрее и эффективнее. Если кто-то из вас знает ответ на эту загадку потому что видел ее ранее и уже отвечал на нее прошу вас не говорите другим пуская они подумают. Если вы знали ответ да забыли то пожалуйста участвуйте на общих основаниях».

Приведу примеры загадок который практически всегда идут на ура. Начну с более простых загадок и поставлю их приблизительно по возрастающей. В этой последовательности я и рекомендую их давать практически после каждого перерыва. Но исключения всегда могут быть. Это не обязательное правило.

Вы можете задавать их после каждого второго перерыва перемежая с коммуникативными и командным разминками вы можете совмещать разминки. Только не увлекайтесь слишком не путайте цель со средством так как все эти игровые упражнения разминки и загадки не более чем инструмент смены активности вовлечения в деятельность создания позитивной установки на решение задач.

С другой стороны за разминками стоит глубокое методологическое правило которое заключается в том что чем сильнее личность человека вовлечена в обучение чем сильнее участник проживает свой непосредственный опыт тем больше он усваивает и запоминает. Помните оскароносный фильм «Миллионер из трущоб»? Как мальчишке удавалось отвечать на сложные вопросы игры «Хочешь стать миллионером»? Волею случая каждый ответ он видел через призму собственного личного опыта поэтому это запомнилось ему навсегда!

В классической групповой психотерапии людей вовлекают через личные эмоции чувства и переживания причем чаще всего через отрицательные даже трагические. В бизнес-тренинге мы не можем себе этого позволить но мы в состоянии вовлекать через другую психологическую сферу через мышление.

И включая человеческое мышление мы активизируем участников группы чтобы сделать весь тренинг личностным переживанием не рискуя предпринять неправильных и неосторожных шагов в эмоциональной сфере.

Если группа не может найти ответ на загадку спустя пару минут я даю какую-нибудь подсказку. Я мотивирую группу на выражение точек зрения говоря им о том что это полезно с точки зрения дальнейшей командной работы. Если участники так и не могут найти решение можно предложить еще одну подсказку.

В некоторых случаях я говорю что мы вернемся к этой задаче на следующем перерыве. И не беда если кто-то продолжает решать задачу даже в процессе тренинга потому что он включен он думает о том что вы предложили он в контакте с вами. Более того у меня есть теория что если люди решают второстепенную но интересную задачу то это способствует решению задач из сферы основной деятельности.

Так что все что происходит на тренинге происходит не просто так. Или по крайне мере нам бизнес-тренерам хотелось бы так думать и создавать соответствующее впечатление.

Кстати еще одно преимущество загадок состоит в том что вы всегда можете продолжать тренинг после перерыва вовремя. Если кто-то и опаздывает он видит что вы уже обсуждаете что-то интересное вовлекается и быстро переключается с посторонней деятельности на основную тренинговую. И вы начинаете основную тему тогда когда все собрались.

Итак ниже вы можете прочитать обещанные мною задачи-разминки.

Упражнения для разминки перед тренировкой

Первый этап разминки – приведение в тонус всех суставов и связок. Здесь нет ничего сложного: выполняйте вращательные движения повороты и наклоны в каждую сторону. Начните с шеи и опускайтесь вниз вплоть до голеностопного сустава. 20-30 повторений будет достаточно. Разминая шею лучше обойтись без вращательных движений. Шейный отдел позвоночника самый хрупкий и любое резкое движение таит в себе потенциальную опасность. Особое внимание уделите разминке ротаторной манжеты плечевого сустава. Выполняйте маховые движения в разных плоскостях: в стороны вверх назад и т.д. Чем их будет больше тем лучше. Главное – не торопитесь и не делайте резких движений.

С комплексом растяжки тоже все просто. Речь идет не только о шпагате растягивать можно и нужно каждую мышечную группу. Польза растяжки огромна это обязательная часть тренировочного процесса для спортсменов из любых дисциплин. Главный принцип правильной растяжки: вы должны чувствовать натяжение мышц а не боль. Никакого дискомфорта быть не должно.

Затем начинаем выполнять кардио-нагрузку. Немного разогреваемся и переходим к силовым упражнениям. Здесь наша задача – максимально изолировать рабочие мышечные группы и нагрузить именно их. Именно поэтому для общей разминки подойдут изолированные упражнения а не к примеру становая тяга.

Мышечная группа Упражнения для разминки Количество подходов и повторений
Шея Сгибания шеи лежа с диском на лбу или затылке 2 х 20
Плечи Махи с гантелями в стороны или перед собой стоя
Тяга штанги к подбородку широким хватом
2 х 25
Грудь Сведения рук в кроссовере
Отжимания от пола
3 х 20
Спина Подтягивания широким хватом
Тяга верхнего блока широким хватом

Гиперэкстензия

2 х 15
Руки Разгибания рук с верхнего блока с канатной рукоятью
Подъем на бицепс с нижнего блока с EZ-рукоятью
3 х 20
Пресс Скручивания сидя в тренажере 2 х 25
Ноги Разгибания ног сидя в тренажере
Сгибания ног сидя в тренажере

Сведения ног сидя в тренажере

Приседания с собственным весом

3 х 20

Все упражнения выполняются с минимальным весом. Перед вами не стоит цель максимально забить мышцы кровью и достичь отказа нужно лишь «разбудить» свой организм и подготовить его к более тяжелой нагрузке.

Загадка №3.

Перед вами стоят три ящика. В одном ящике апельсины (100 штук) во вто­ром — яблоки (100 штук). В третьем — смесь из апельсинов и яблок (50 + 50). На каждом ящике наклеена этикетка. На одной написано «яблоки» на другой — «апельсины» на третьей — «яблоки и апельсины». Известно что на всех трех ящиках этикетки наклеены неправильно. Смотреть в ящики нельзя на ощупь тоже не определить что в них находится. Можно вынимать

фрукты из ящиков: достал посмотрел положил обратно. За одно доставание — один фрукт. За какое минимальное количество вытаскиваний можно точно понять как правильно наклеить этикетки?

Продолжение следует (ответы тоже…)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: