План-конспект урока по физической культуре «Офп круговым методом»

История возникновения и развития

Изначально круговая тренировка была создана в Англии как нововведение в физической культуре. Разработали ее Р. Морган и Г. Адамсон в 1952-1958 годах. Комплекс упражнений подразумевал задействование четырех главных групп мышц. Методику предложили использовать для тренировки школьников и студентов однако она стала популярна и среди спортсменов.

Вам будет интересно:Добрый день малыши! Вот примеры слов с «жи-ши»

В Советском Союзе круговой метод тренировки начали практиковать в 1955 году с целью увеличения моторной плотности при выполнении физических упражнений.

Используемый в подготовке профессиональных спортсменов разной направленности новый подход зарекомендовал себя как один из самых результативных в повышении степени физической подготовленности. Введение такого комплекса упражнений позволяет интегрировать общую подготовку в специальную.

Общее понятие

Круговой метод тренировки — это ряд упражнений выполняемых определенное количество раз в строгом порядке. Занятие проводят согласно заданным движениям и выполняют их в указанный отрезок времени.

Вам будет интересно:Статистическая модель: сущность метода построение и анализ

Как правило это технически несложные элементы отличающиеся ациклической структурой. За счет легкости исполнения повторяют их многократно. В свою очередь сами упражнения распределены по заранее созданной схеме обеспечивая постепенную нагрузку на все группы мышц и внутренние органы.

Благодаря такому способу чередования работы и отдыха можно значительно повысить прирост физических возможностей всего организма.

Специализация в долгосрочном периоде

Рассматривая упражнения для круговой тренировки и принцип ее построения можно отметить что она никогда не используется в течение всего года спортсменами. Новичкам имеет смысл заниматься по такой системе 2-4 месяца. Опытные спортсмены на сушке могут использовать круговые занятия в течение 2-3 месяцев. На этапе набора рациональным будет ставить одну неделю круговых тренировок раз в 4-6 недель в рамках периодизации нагрузок.

Использовать круговые тренировки постоянно неэффективно так как организм привыкает к данному типу нагрузки что уменьшает результативность тренинга.

Свойства комплекса

Выделяют несколько особенностей метода круговой тренировки:

  • По форме. Это специально разработанная система выполнения упражнений поточным способом.
  • По смыслу. Это сочетание тренировочных программ нацеленных на формирование физических качеств.
  • По сути. Это программа физических упражнений включающая комплекс строго определенных методов исполнения заданий.
  • Для выполнения физических упражнений тренирующихся разбивают на группы. Каждую из них размещают на индивидуальном участке где заранее подготовлен спортивный инвентарь и необходимое оборудование. Желательно чтобы каждая группа состояла из четного числа человек тогда они смогут выполнять задания попарно.

    Вам будет интересно:Виды и формы планирования

    Согласно рекомендациям специалистов комплекс кругового метода тренировки должен состоять из 10-12 упражнений. Если это особая направленность достаточно 6-8. Среднее время на выполнение каждого элемента — 30-40 сек и столько же — интервал для отдыха. На все упражнения затрачивается около 10-15 мин.

    Важный момент — дозирование нагрузки. Уже с первого занятия перед тренируемыми людьми ставят цель — выполнить максимально возможное количество повторов за определенный промежуток времени. Контроль нагрузки определяется в перерывах путем измерения пульса. Исходя из показателей подбирается индивидуальная нагрузка для каждого человека.

Что дают упражнения (комплексы)

Впоследствии улучшая собственные показатели число упражнений увеличивают или время на их исполнение сокращают. Комплектация групп проводится в соответствии с физической подготовкой людей. Переход на следующий этап не должен быть интенсивнее предыдущего где были затрачены максимальные усилия. Упражнения на каждом участке и способ их исполнения в совокупности образуют комплекс дающий возможность решать задачи развития физических качеств методом круговой тренировки.

Данный способ сочетает в себе движения развивающие гибкость и выносливость:

  • Силовые элементы развивают соответствующие возможности которые проявляются в выполнении статических или динамических движений с отягощением.
  • Симбиоз силовых со скоростными движениями дают возможность быстро выполнять упражнения преодолевая воздействие внешних сил.
  • Элементы способствующие развитию выносливости учат преодолевать утомление и усталость продолжая выполнять поставленную задачу.
  • Круговая тренировка на развитие гибкости постепенно способствует выполнению движений с большей амплитудой.
  • Чтобы добиться наилучшего результата важно разрабатывать комплекс упражнений на формирование определенных физических качеств. Каждый тренировочный процесс можно отводить развитию одной характеристики.

    Традиционно метод круговой тренировки применяют для комплексного развития всех физических качеств одновременно. Различают такие разновидности:

  • Непрерывно-поточный метод.
  • Поточно-интервальный метод.
  • Интенсивно-интервальный метод.
  • Далее рассмотрим их подробнее.

    Непрерывно-поточный метод

    Он нацелен на формирование выносливости. В чем заключается метод круговой тренировки по этой технологии? Он выполняется непрерывно без интервалов или с минимальным перерывом на отдых. В зависимости от количества прорабатываемых участков элементы выполняются по кругу несколько раз. Преимущество метода состоит в поэтапном повышении персональной нагрузки за счет увеличения мощности работы и количества упражнений в каждом круге.

    Вам будет интересно:Повременить – это отступление или ожидание?

    Данный комплекс может осуществляться в одном из трех вариантов:

  • Все упражнения выполняются без пауз между переходами от одного прорабатываемого участка к другому и кругами. После определения элементов которые будут использоваться и испытаний в ходе которых будет выявлено максимально возможное число повторений для конкретного человека в соответствии с его возможностями тренируемый получает индивидуальную нагрузку двукратную полученным результатам. Элементы на каждом участке выполняются свободно без временных рамок. Дальнейшее увеличение нагрузки идет за счет увеличения повторов на 1-2 на каждом участке или путем замены на более сложные движения.
  • Упражнения выполняются без пауз но за определенный отрезок времени. После прохождения заданного комплекса на каждом участке вычисляется продолжительность тренировки. Полученный результат умножается на количество подходов результатом будет целевое время. Усложнение комплекса осуществляется путем перехода на более сложный уровень элементов.
  • Комплекс упражнений проводится без интервалов со стандартным числом повторений и определенным временем. При этом количество прохождений кругов может быть разным. По завершении разучивания упражнений выполняется круговая тренировка с равным промежутком времени на каждое движение и перерыв на отдых. Дозировка и время выполнения остаются стандартными при этом количество кругов возрастает. Этот вариант очень важен для второй части занятия поскольку время исполнения стандартизировано.
  • Такой метод круговой тренировки применяют для проработки от 10 до 15 участков в зависимости от наличия необходимого спортивного инвентаря.

    Как интегрировать ViPR в мою круговую тренировку?

    Существует много способов интегрировать ViPR в существующие круговые тренировки. Вот четыре простых и удобных способа:
    Так как ViPR является своеобразным «швейцарским ножом» в мире фитнеса (множество видов оборудования интегрированные в один инструмент) он может быть использован как один определенный (конкретный) вид оборудования.

    Тренировка всего тела с ViPR

    — обратите внимание что ViPR может быть использован в любой части тренировки вы можете менять используемый вес ViPR в зависимости от движений и требуемой адаптации тела.

    Следующее видео демонстрирует использование ViPR в круговой тренировке

    :

    ViPR в качестве центральной станции

    Начните поместив ViPR в центр вашего тренировочного пространства. Создайте четыре дополнительных станции с другими видами оборудования разместив их по сторонам от ViPR.

    Следующее видео демонстрирует использование ViPR в качестве центральной станции

    :

    ViPR в качестве боковой станции

    Используя ту же концепцию и оборудование как в предыдущем примере поместите ViPR

    в одну или больше станций расположенных
    по бокам
    .

    Следующее видео демонстрирует использование ViPR в качестве боковой станции

    :

    Схема минимальной тренировки (1985 г.)

    Допустим что вы все еще занимаетесь в среде где до сих пор тренируются как в 1985 году (тренировки на тренажерах с фокусом на изолированные упражнения) но вы оказались счастливчиком получив в руки ViPR. Создайте тренировку используя концепцию интеграции все тела поместив упражнение с ViPR между каждой станцией. Вы можете использовать разные упражнение с ViPR или одинаковые но с усложнениями например разными хватами как показано на видео:

    Подводя итог следует сказать что круговая тренировка является крайне эффективным методом для тренирующихся всех уровней. Использование ViPR самого по себе или среди прочего оборудования поможем клиентам достичь своих целей. Особенно важно что ViPR легко интегрируется в любую схему круговой тренировки благодаря концепции Loaded Movement Training.

    Поточно-интервальный

    Круговая тренировка этим способом со строго определенным временем отдыха выполняется с небольшими перерывами не только между элементами но и между кругами. Этот метод круговой тренировки характеризуется тем что прохождение двух-трех кругов в первой части занятий способствует развитию таких качеств как выносливость скорость сила. При этом улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Этот способ имеет два варианта исполнения:

  • Первый основан на таком принципе: 15 секунд на упражнение на каждом участке и перерыв в 30-45 секунд. Тренировка проводится с персональной дозировкой при этом отдых должен соответствовать интенсивности упражнений и физической подготовке тренируемого человека. Чем активнее выполняются элементы тем эффективнее происходит развитие скорости силы и выносливости. Использование этого варианта должно проходить в соответствии с четкими правилами выполнения упражнений в умеренном темпе нельзя допускать его повышения за счет худшего выполнения движений.
  • Второй вариант основан на более продолжительном исполнении упражнений — по 30 сек. и таким же интервалом на отдых. Работая данным способом необходимо уделять внимание подбору физической нагрузки. В комплекс упражнений должны входить элементы которые выполняются спокойно и с максимальной точностью. Повышение сложности осуществляется путем увеличения повторов на каждом участке и количества кругов.
  • Интенсивно-интервальный метод

    Этот способ применяется при достижении определенного уровня физической подготовки тренируемыми людьми. Использование круговой тренировки по методу длительной непрерывной работы позволяет существенно увеличить показатели силы скорости и выносливости.

    Выполняется комплекс одним из двух вариантов:

  • На каждое упражнение дается 10-15 секунд с интервалом для отдыха 05-15 минуты. Увеличение нагрузки проводится путем сокращения времени затрачиваемого на выполнение элемента количество повторений остается прежним.
  • Этот вариант подразумевает выполнение упражнений без временных ограничений с количеством повторов 8-10 раз в умеренном темпе. Интервал на отдых колеблется в диапазоне от 05 до 3 минут определяющим фактором является физическая нагрузка. Усложнение круговой тренировки обеспечивается путем увеличения интенсивности выполняемого элемента. При этом время отдыха остается постоянным. В перерыве необходимо делать дыхательные упражнения и расслаблять мышцы для быстрого восстановления и подготовки организма к следующему подходу.
  • Особенность организационного процесса заключается в расстановке тренирующихся так чтобы пока одна пара человек выполняла элементы другие отдыхали.

    Понятие метода круговой тренировки

    С развитием технологий все больше и больше детей и молодых людей отворачиваются от физической активности перенося свою жизнь на экраны мониторов компьютеров. Кроме того умственный труд становится значительно популярней физического. А ведь природой предусмотрена необходимость гармоничного сочетания физической и умственной активности.

    К настоящему моменту в науке разработано множество актуальных методик направленных на повышение уровня физического развития детей и подростков. Одним из самых простых и эффективных считается метод круговой тренировки поскольку он не требует сложного спортивного инвентаря и его можно использовать во всех видах спорта и при любом уровне физической подготовки. Для занятий в школе достаточно минимальной комплектации спортивного зала а именно наличие скакалок скамеек и гантелей.

    Метод круговой тренировки был первоначально разработан и предложен английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном в 1952-1958 гг. Основы метода круговой тренировки отражены в работах таких специалистов как: М. Шолих Л. Геркан X. Муртазин М. Пейсахов и др.

    Популярность метода круговой тренировки обусловлена тем что данный метод позволяет самостоятельно совершенствовать свою физическую форму и приобретать полезные для развития своего здоровья навыки.

    Основной особенностью круговых тренировок является регулярное цикличное повторения системы физических упражнений за определенный интервал времени.

    Метод круговых тренировок подчиняется системе правил следование которым позволяет повысить эффективность занятий.

    1. Каждый круг тренировок можно считать завершенным только после выполнения в заданной последовательности всех упражнений.
    2. В процессе выполнения системы упражнений по методу круговой тренировки допускается отдых не более 10-15 секунд за один круг.
    3. После одного полного круга нужен отдых 2-3 минуты. Интервал отдыха между кругами напрямую зависит от количества упражнений.
    4. При использовании метода круговой тренировки каждое упражнение рекомендуется выполнить не менее 10 раз. В зависимости от сложности упражнения в круговой тренировке количество повторений делается от 10 до 30 раз.
    5. Метод круговой тренировки подразумевает выполнение упражнений не менее чем в три круга.

    Круговая тренировка реализуется посредством нескольких методов. Использование того или иного подхода зависит от уровня физической подготовки целей тренировки и возрастной группы.

    Методы круговой тренировки

    Теперь рассмотрим подробнее каждый из подходов к организации круговой тренировки.

    1. Неприрывно-поточный метод круговой тренировки

    Неприрывно-поточный метод круговой тренировки направлен на воспитание выносливости. Круговая тренировка по методу непрерывно-поточной работы заключается в выполнении упражнений слитно чаще всего без перерывов или с небольшим интервалом отдыха. Характерной особенностью данного подхода к тренировке состоит в том что происходит повышение нагрузки и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах .

    2. Поточно-интервальный метод.

    Поточно-интервальный метод основан на выполнении простых по технике упражнений с минимальным интервалом отдыха. Такой подход к тренировке развивает общую и силовую выносливость совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

    3. Интенсивно-интервальный метод.

    Интенсивно-интервальный метод круговых тренировок используется после того как уровень физической подготовки значительно повысится. Уровень сложности и мощности упражнений составляет 75% от максимально возможной нагрузки. Он достигается посредством увеличения интенсивности и сокращения времени работы (10-20 сек.) Цель его – сокращение времени работы при стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (40-90 сек.). Интенсивно-интервальный метод круговых тренировок направлен на развитие максимальной силы.

    Система правил

    Как уже было сказано использование кругового метода в спортивной тренировке базируется на постоянном цикличном повторении комплекса физических упражнений за ограниченный отрезок времени. При этом важно отметить что эти занятия подчиняются своду правил благодаря которым результативность значительно повышается:

  • Прохождение круга можно считать законченным только после того как выполнены все упражнения в определенной последовательности.
  • Период отдыха должен соблюдаться в соответствии с используемым методом.
  • После завершения полного цикла упражнений и перед тем как приступить к новому кругу отдыхают не меньше 2-3 минут. Точное время передышки зависит от числа выполненных элементов.
  • Повторение каждого упражнения на каждом участке следует осуществлять не менее 10 раз. С повышением уровня сложности тренировочного процесса количество повторов возрастает до 30.
  • Тренировка должна проводиться с прохождением как минимум трех кругов упражнений.
  • Применение определенного подхода напрямую зависит от возраста тренируемого поставленных целей и уровня подготовки.
  • Занятия по данному методу могут реализовываться несколькими одиночными или объединенными вариантами.
  • Правила круговой тренировки.

    • Один круг завершается после того как выполнены подряд все упражнения.
    • В рамках одного круга можно отдыхать от 10 до 15 секунд но не более. Этого хватает чтобы немного отдышаться и принять позицию для следующего упражнения.
    • После одного круга необходим отдых 2-3 минуты. Если у вас в круге до 5 упражнений — отдыхайте между кругами не более 1 минуты. Если в круге 6-10 упражнений отдыхайте 2 минуты. Если в круге более 10 упражнений отдыхайте 3 минуты.
    • Каждое упражнение следует выполнить не менее 10 раз. В зависимости от сложности упражнения в круговой тренировке количество повторений делается от 10 до 30 раз.
    • Минимальное количество кругов — 3.

    Комплекс упражнений методом круговой тренировки

    Вам будет интересно:»Натура» — это что такое: значение слова

    Можно использовать такую совокупность сбалансированных элементов для выполнения:

  • Приседания с поднятием на носки. Стоя спина ровная стопы на ширине плеч руки опущены. Вдох присесть до угла 90 градусов руки вытянуть перед собой. Выдох встать подняться на носки.
  • Отжимания от пола. Упор на ладони и пальцы ног. Вдох согнуть локти слегка коснуться грудью пола. Выдох руки выпрямить. Тело держать ровно.
    • Выпад вперед с руками. Начальное положение – стоя ровно. Вдох шагнуть вперед согнув колени. Выдох руками с усилием «оттолкнуться» от воздуха встать в исходное положение.
    • Обратные отжимания. Сидя на скамье руки упираются в ее край таз сместить вперед за пределы сиденья. Вдох опуститься к полу упор прямыми ногами на пятки. Выдох выпрямить руки.
    • Скручивания. Лежа на спине руки – в замке за головой колени согнуты. На выдохе приподнять корпус к коленям со скручиванием набок. Выдох опуститься на пол.
    • «Лодочка». Лечь на живот руки выпрямлены над головой ноги вместе. Одновременно поднять корпус и прямые ноги задержаться в такой позе на три-пять секунд.
    • «Планка». Выполнить стойку на локтях и носках ног. Голова спина ноги – на одной линии. Задержаться на 30 секунд повторять до пяти раз.

    Воспитание физических качеств методом круговой тренировки эффективно и в психологическом плане поскольку приучает не останавливаться на достигнутом уровне из-за временных трудностей.

    С течением времени эффективность упражнений снижается из-за привыкания к нагрузке собственного веса. Далее нужно задуматься о приобретении отягощений: штанги гантелей съемных утяжелителей для конечностей турника гирь.

    Что такое круговая тренировка

    Суть круговой тренировки заключается в том что все упражнения выполняются один за другим по кругу а не привычными сетами. Например вы можете:

    • начать с приседаний
    • затем выполнить тягу к подбородку
    • потом подъемы на бицепс
    • и французский жим и так далее.

    Обычно в круговую тренировку включают силовые элементы однако вы также можете выполнять другие анаэробные и аэробные упражнения например бег на месте.

    Предлагаем попробовать базовый тренинг на все тело в круговом формате. Выполните 3 круга состоящие из 7 упражнений по 15-20 повторений. Отдых между кругами: 2-3 минуты. Отдых между упражнениями минимальный.

    Методы круговой тренировки на уроках физической культуры и их преимущества

    Применение этого комплекса для подготовки школьников разной возрастной группы неоднократно доказывало свою эффективность. Его систематическое использование дает положительные результаты уже после нескольких тренировок с учителем. Педагогическая практика основанная на применении круговой тренировки в рамках урока физкультуры выделяет ряд главных преимуществ метода:

  • Урок проходит в интересном и активном формате для ребенка.
  • Доказана результативность в любых возрастных группах.
  • Метод дает возможность всем учащимся заниматься вместе и в то же время самостоятельно при наличии минимального набора инвентаря.
  • Постоянная смена упражнений позволяет задействовать все группы мышц за одну тренировку.
  • Занятие характеризуется высокой моторной плотностью.
  • Преподаватель физкультуры должен обстоятельно подходить к использованию метода круговой тренировки на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно осуществлять анализ текущего уровня подготовленности класса вообще и каждого ученика в отдельности.

    Круговая тренировка приспосабливает учеников к самостоятельному анализу при формировании и развитии двигательных функций к выработке очередности выполнения упражнений приучает к организованности собранности и концентрации при выполнении спортивных элементов. Важным моментом является эффективно используемое время отведенное для занятий. В процессе обучения новому упражнению задействуются те или иные физические навыки. К примеру при проработке силовых качеств развитии скорости и выносливости создается основа для дальнейшего совершенствования двигательных умений.

    В заключение стоит отметить что метод круговой тренировки в физическом воспитании играет важную роль и должен применяться во всех учебных заведениях. Он может чередоваться или совмещаться с другими способами повышения уровня силовых и скоростных возможностей тренируемых.

    Источник

    Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры

    Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость целеустремлённость желание побеждать ну и конечно же поддерживает его организм здоровым сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер учащегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету но и также подходить к предмету с творческой стороны увлекая ребят в мир физической культуры. Для достижения результата при работе с учащимися необходимо знать методику проведения занятия различные методы и методические приемы. Круговая тренировка полностью подходит под это описание включая в себя разносторонность целесообразное распределение нагрузки и дозировки что способствует гармоничному развитию ребенка.

    1.Методика проведения круговой тренировки.

    Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям.

    Желание сделать многое за минимальный промежуток времени на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них — так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то что при переполненной школе — один спортивный зал. При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка». «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.

    Основу «круговой тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений.

    Важное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3-6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма — одна из главнейших задач которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное — моделирование специальных комплексов направленных на воспитание физических качеств.

    Развитие физических качеств методом «круговой тренировки».

    Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса с учетом полового состава класса а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

    Необходимо строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно.

    Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки» следует помнить что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой быстротой выносливостью гибкостью ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.

    1. Сила.

    Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» используются упражнения с отягощением с сопротивлением. Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями так как легко осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения.

    При занятиях с юношами 10-11-х классов эффективно подходит работа с отягощениями околопредельного и предельного веса. Но здесь следует отметить что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени.

    Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений.

    Комплексы упражнений составляются так чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия другие направлены на развитие определенной группы мышц а третьи специально связаны например с определенными задачами урока.

    Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции например: если число повторений было 15-20 раз за 30сек. то развивается сила если же более 20-25 раз — силовая выносливость (по рекомендациям М.Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления растягивания.

    2.Быстрота

    Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения направленные на развитие быстроты двигательных реакций одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений необходимо развивать как мышечную силу так и быстроту движений. Это достигается включением в «круговую тренировку» упражнений с малыми отягощениями.

    Воспитание быстроты в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость челночный бег выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера различных прыжков и т.д.

    С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций которыми руководствуются учащиеся. Поэтому применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.

    3. Ловкость

    Ловкость — это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.

    Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и следовательно на развитие ловкости могут оказать упражнения содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости. Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений при этом не имеет значения скорость с которой выполняются упражнения. Главное — точность движений. Второй этап: пространственная точность и координация движений которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени. Третий этап: упражнения второго этапа связанные с неожиданно изменяющимися условиями.

    Ловкость можно воспитать по-разному:

    а) Ловкость проявляемая в упражнениях связанных со сменой позы. Например: быстро сесть лечь встать наклониться повернуться и т.д.

    б) Ловкость проявляемая в упражнениях которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки. Например: полоса препятствий различные лазанья перелезания.

    в) Ловкость проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. Например: перетягивание и упражнения типа единоборства.

    г) Ловкость проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов. Например: броски и ловля мяча целевые метания жонглирование.

    д) Ловкость проявляемая в игровых упражнениях требующих взаимодействия и противодействия. Например: обводка предметов перехват передачи и т.д.

    Воспитывать равновесие также можно на занятиях «круговой тренировки». Упражнения могут быть следующими: прыжки ходьба по бревну скамейке кувырки перевороты и т.д.

    4. Гибкость

    Гибкость — это способность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. При сдаче тестов по физической подготовке наибольшая трудность возникает именно с тестом на гибкость если девочки и девушки до 70% успешно сдают этот тест то мальчики и юноши лишь 40-50%.

    Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки повышают эластичность мышц что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки что особенно важно сейчас.

    Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные т.е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели набивные мячи) без отягощений.

    5. Выносливость

    Выносливость — это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени преодолевая сопротивление как внешней так и внутренней сферы. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата характеризует общую выносливость. При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

    Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

    На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой статической скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений для этого хорошо подходят упражнения в висах упорах или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты.

    Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях «круговой тренировки» путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений выполняемых на станциях в комплексе а затем путем увеличения ее интенсивности повышения скорости.

    3. Круговая тренировка на уроках физической культуры.

    Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. На уроках физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно используя максимальное количество инвентаря и оборудования. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. В результате выполнения данный комплекс будет способствовать совершенствованию умений и навыков входящих в учебный материал. Обязательное условие — предварительное изучение этих упражнений самими учащимися.

    Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет предельно эффективно использовать время.

    В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий — четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

    На уроках физической культуры одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств учащихся и обучению определенным умениям и навыкам.

    Правильное распределение станций позволяет специально подобранными упражнениями целенаправленно развивать физические качества и закреплять полученные на уроках умения и навыки. Упражнения на станциях варьируются но используются только те из них которые хорошо знакомы учащимся. Темп выполнения упражнений высокий.

    Для проведения занятий по круговой тренировке составляется комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц — рук ног спины брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно- циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

    Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь который есть в зале.

    Выполняют весь комплекс за строго обусловленное время повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке.

    Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том что движения выполняются в оптимальном темпе точно с большой амплитудой на упражнения и на отдых планируется одинаковое время — по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок дисциплину позволяет следить за точностью выполнения заданий.

    В комплекс обычно включают 10 упражнений на каждое тратится одна минута значит на весь комплекс уйдет 10 минут его рекомендуется выполнять на 8 уроках подряд что составит законченный цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие циклы целесообразно повторять 3-4 раза в течение года.

    Размечая станции нужно учитывать что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды находящиеся в зале причем так чтобы не передвигать их далеко.

    В комплекс включают по два упражнения для развития мышц ног рук и плечевого пояса брюшного пресса спины и два общего воздействия.

    Время планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки» определяется из расчета всего общего времени выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин. «Круговая тренировка» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности что особенно важно на уроках физкультуры.

    В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной основной так и в заключительной части урока.

    Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

    Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы входящие в основную часть урока носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

    В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов — совершенствование закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.

    Все 40 минут урока занимает только первое занятие по круговой тренировке а остальные: 10 минут — если комплекс выполняется один раз; 20 минут — если комплекс повторяется дважды и 30 минут — если комплекс повторяется три раза.

    Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга — в последние 20 минут; в три круга — в последние 35 минут урока.

    Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на системы организма.

    Эффективность данного метода заключается в том что значительно повышается плотность занятий так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно соразмерно своим возможностям и усилиям.

    Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

    «Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике спортивным играм лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

    1. Уроки гимнастики.

    Именно на уроках гимнастики наиболее остро осуществляется взаимосвязь между физическими качествами и навыками. На уроках гимнастики «круговая тренировка» является необходимой формой для сочетания воспитания физических качеств и обучения навыкам и умениям в сжатый промежуток времени. В комплексы «круговой тренировки» по программному материалу гимнастики подбираются упражнения направленные на преимущественное развитие мышц плечевого пояса рук живота спины увеличение подвижности суставов а также на тренировку вестибулярного аппарата. Количество упражнений в комплексе зависит от напряженности развиваемых качеств и колеблется от 10 до 15 станций.

    Следует постепенно увеличивать число станций с упражнениями на силу. Особенностью гимнастической программы является то что в ней большинство упражнений в динамических и статических упорах и висах требуют координированных силовых и волевых проявлений.

    2. Уроки спортивных игр.

    Основу таких уроков составляют игровые станции. В течение задания учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями направленными на обучение воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

    В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств но и совершенствуется техника приемов игры. Предлагаемые упражнения должны подбираться так чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определенных физических качеств. Для совершенствования технических приемов можно использовать комплексные упражнения состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.

    Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов составляет 1:3.

    3. Уроки легкой атлетики.

    Специализированные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают упражнения способствующие развитию физических качеств: быстроты прыгучести скоростной силы общей и специальной выносливости.

    Направленность комплекса определяется показателями учащихся при сдаче контрольных норм и здесь преимущественное положение должны занять упражнения обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.

    4. Уроки лыжной подготовки

    Интересно и разнообразно строятся уроки по лыжной подготовке методом «круговой тренировки». Все организационные вопросы надо решать в школе или во время передвижения к месту занятий. Важно умело расположить станции учитывая при этом рельеф и конкретные задачи.

    «Круговая тренировка» на учебной лыжне предусматривает: наличие участка для учебной лыжни изучение рельефа местности и подбор станций для проведения занятий предварительный разбор и изучение станций перед практическим занятием.

    Заключение

    Таким образом применение метода круговой тренировка на уроках физической культуры позволяет учащимся самостоятельно мыслить при развитии двигательных качеств вырабатывать алгоритм заранее запланированных двигательных действий воспитывать собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет предельно эффективно использовать время.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: