Упражнения Засса – это комплекс статических (изометрических) и динамических упражнений разработанные в начале 20 века знаменитым цирковым артистом Александром Зассом известным также под сценическим псевдонимом — Железный Самсон.
Упражнения Засса представляют собой комплекс для развития силы за счет укрепления связок и сухожилий.
Александр Засс доказал что большие мышцы – вовсе не являются показателем физической силы. Основа же реальной силы заключается в укреплении и развитии силы и сопротивления сухожилий.
Позднее в 60-х годах 20 века на основе комплекса Александра Засса были созданы многочисленные статические или изометрические упражнения которые завоевали популярность во всем мире и вошли в программы тренировок как профессиональных спортсменов так и любителей.
Однако в отличие от системы Засса которая представляла собой гармоничный комплекс такие статические упражнения являются менее эффективными так как нередко направлены на проработку отдельных частей тела оставляя без внимания другие. А так как в организме человека все взаимосвязано оставляя что-либо без внимания эффективность упражнений направленных на что-то одно — существенно снижается.
Комплекс упражнений Засса направлен на проработку всего тела и в этом его неоспоримое преимущество перед любыми разрозненными статическими упражнениями созданными впоследствии.
Упражнения Засса – не требуют специального пространства или оборудования для тренировок. Все что нужно – немного свободного места и времени.
Правила выполнения упражнений Засса
При выполнении упражнений рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Дыхание на протяжении всех упражнений должно быть спокойным;
- При выполнении упражнений создается так называемая плотная волна силы которая должна овладеть всем телом при этом все тело нужно вжимать в усилие что позволит укрепить связь между сухожилиями мышцами и суставами;
- Следует стараться добиться хорошей силовой волны при этом вход и выход в упражнение должен осуществляться плавно без разрывов;
- Важным элементом успешного выполнения упражнений является позитивный настрой перед тренировкой;
- Принципиальной основой при выполнении упражнений является сочетание напряжения и расслабления что позволяет почувствовать энергию силы;
- Рекомендуемыми интервалами между упражнениями является 30-60 секунд. Однако если требуется более мощное усилие то можно увеличить интервалы до нескольких минут;
- Любой дискомфорт а тем более учащенное сердцебиение трудности с дыханием и прочее – являются поводом немедленно прекратить тренировки и не возобновлять до момента полного успокоения;
- В начале тренировок не следует прилагать максимальное усилие;
- В начале тренировок напряжение следует держать не более 5- 8 секунд и лишь по прошествии определенного времени можно увеличивать длительность напряжения;
- Количество упражнений выполняемых ежедневно должно составлять от 5 до 8 упражнений в каждом упражнении рекомендуется последовательно делать 3 подхода сначала в 60% напряжения потом в 90 и 75%;
- Полная тренировка не должна проводиться больше 2 раз в неделю и занимать более часа.
Работа в цирке
Перелом в его судьбе наступил летом 1908 года (когда ему было 20 лет). Несмотря на робкие протесты Александра Засс-старший отправил двадцатилетнего парня в Оренбург в местное паровозное депо учиться на кочегара или если повезет на помощника машиниста. А в начале октября оренбургские газеты анонсировали приезд в город «первоклассного цирка Андржиевского со своей огромной труппой». Александр конечно же пришел посмотреть на представление. Спустя пару дней набравшийся смелости Засс предстал перед директором которому и рассказал о том как его привлекает подобная жизнь. Дмитрий Андреюк а именно так на самом деле величали Андржиевского сам являлся прекрасным дрессировщиком и борцом выступал с атлетическими номерами. К огромному удивлению Александра он сказал: «Хочешь работать в цирке? Что ж хорошо ты можешь поступить к нам разнорабочим. Будешь помогать там где потребуется. Но жизнь здесь трудная не сомневайся. Работать будешь по многу часов и может случиться так что придется голодать. Подумай хорошенько». Однако Александр не колебался.
Цирк Андржиевского
Первое время молодому циркачу действительно приходилось трудно. Кроме различного «черного» труда вроде чистки животных или уборки манежа он помогал во время выступлений атлету Кураткину. Со временем Кураткин привязался к юноше — учил его различным премудростям цирковых силачей тренировал в балансировании тяжелыми предметами. А спустя несколько месяцев Александр получил свой собственный небольшой номер — демонстрируя силу он перебрасывал через голову из руки в руку огромный камень.
Родным же он писал что старательно занимается на машиниста локомотива.
Это было ложью лишь отчасти — Засс действительно вкладывал в тяжелую работу циркача всю свою душу.
Полгода работал цирк-шапито Андржиевского в Оренбурге и близлежайших населенных пунктах а как только сборы начали падать труппа засобиралась в путь. Зассу предстояло сделать нелегкое решение — отправиться к отцу в Саранск и сообщить о своем выборе жизненного пути или уже открыто продолжать цирковую карьеру. Андржиевский узнав об этом приказал Зассу вернуться домой покаяться и довериться милости отца. На все просьбы юноши взять его с собой он ответил отказом.
Однако поехал Засс вовсе не домой. Он сел на поезд в Ташкент а прибытию в город сразу же отправился в цирк знаменитого антрепренера Юпатова. О Филиппе Афанасьевиче он слышал много. Юпатов держал свои цирки в Ташкенте Самарканде и Бухаре в состав его трупп входили самые прославленные «звезды» каждый из них в своем жанре являлся непревзойденным специалистом.
Представление ташкентской труппы произвело на Засса огромное впечатление. После цирка Андржиевского выполненные номера поражали неповторимой техникой блестящей выдумкой и чистотой исполнения. Когда же спектакль закончился юноша отправился к инспектору манежа для разговора. Представившись артистом цирка Анджиевского он объяснил свое желание устроиться к Юпатову очень просто: «Хочу зарабатывать больше». Через полчаса его уже пригласили для переговоров к директору цирка который едва взглянув на Засса объявил что готов его взять разнорабочим с условием внесения «залога добропорядочности» в 200 рублей. Таких денег у Александра не было и ему дали неделю чтобы добыть их.
Уже на следующее утро он написал отцу письмо в котором сообщал что нашел многообещающую работу с хорошим жалованьем. Он писал что крупное предприятие предложило ему пройти обучение однако требует внести 200 рублей в качестве доказательства порядочности. Спустя четыре дня от отца вместе с поздравлениями пришла необходимая сумма денег и Засс стал полноправным участником юпатовских представлений.
Цирк Юпатова
Изначально он попал ассистентом к легендарному дрессировщику Анатолию Дурову. После шести месяцев работы в его команде Александра неожиданно перевели на место кассира. Заработная плата на этом месте была больше и Засс даже сумел вернуть долг отцу теперь не особенно вдававшемуся в суть «выгодной» работы сына. А вскоре его вернули на манеж но уже не к Дурову а в труппу наездников-джигитов. Как только Александр освоился и в этой дружной и веселой компании его перевели к воздушным гимнастам. Так Филипп Афанасьевич воспитывал молодых циркачей. Чтобы выявить их истинные склонности а также иметь в случае необходимости замену он «пропускал» их через многие специальности. У воздушных гимнастов Засс несмотря на то что работа пришлась ему по душе пробыл недолго и был отправлен в группу борцов возглавляемых 140-килограммовым гигантом Сергеем Николаевским.
Через некоторое время после многочисленных обсуждений родился план самостоятельных выступлений Александра не связанных с борцовскими поединками. В основу легли силовые упражнения в которых Засс был особенно хорош — разрыв цепей усилием грудной клетки и руками изгибание железных прутьев. Дополнялись эти трюки менее трудными номерами но также весьма эффектными. Например демонстрируя силу грудных мышц Александр ложился на спину а на груди у него размещалась платформа вмещавшая до десяти человек. А еще Александр мог успешно удерживать в зубах платформу на которой сидели два самых тяжелых борца.
Народ на представления Юпатова валил валом и сборы были превосходные. Однако счастье циркачей недолговечно. В одну темную августовскую ночь загорелся цирковой зверинец. Возможно дело не обошлось без конкурентов но выяснить этого не удалось. Урон от огня был катастрофичен — большинство животных сгорело имущество погибло. Платить артистам было нечем и труппа распалась. Джигиты-наездники уехали на Кавказ Дуров отправился в Санкт-Петербург а Александр Засс вместе с шестерыми борцами подался в Среднюю Азию. В пути атлеты зарабатывали себе на пропитание выступлениями причем ареной для них служила в лучшем случае центральная площадь деревни а чаще — улица или проезжая дорога. Так отощавшие и ослабевшие силачи добрались до Ашхабада где устроились работать в цирк-шапито некоего Хойцева.
Цирк Хойцева
С появлением юпатовских артистов цирк Хойцева стал главным образом цирком борцовским так как на их фоне все остальные жанры проигрывали. Выступая в различных городах и деревнях в качестве рядового борца Александр продолжал усиленно тренироваться. День его начинался с трехкилометровой пробежки потом шли упражнения с разрывом цепей и с железными прутьями — их он сгибал на колене завивал спиралью завязывал узлом. Немало времени он уделял и развитию спинных и грудных мускулов. Закончив утреннюю тренировку Засс отдыхал и второй раз тренировался уже вечером. В ходе этих занятий атлет упражнялся в верховой езде с вольтижировкой отрабатывал равновесие развивал силу челюстей и шеи поднимая с земли 170-килограммовые стальные балки.
Подобные занятия помогли ему набрать большую мышечную массу которая была необходима не столько для выполнения различных трюков сколько для получения «товарного» вида поскольку Засса на арене долго не воспринимали всерьез. Действительно в эпоху когда в мировой атлетике воплощением физической мощи считались 150- 170-килограммовые богатыри невысокому и худощавому Зассу с его 168 сантиметрами роста и 75 килограммами веса на их фоне приходилось тяжело. Позже Александр Иванович напишет что «крупный бицепс нельзя считать критерием силы аналогично тому что большой живот — не есть признак хорошего пищеварения». Он утверждал что
крупный мужчина не обязательно должен быть сильным а скромного сложения — слабым и вся сила лежит в сухожилиях именно их и нужно тренировать
В ходе гастрольной поездки цирка Хойцева Засса наконец-то нашла повестка приказывающая ему явиться на военную службу.
Тест правильного выполнения упражнений
Раз в неделю можно проводить небольшой тест который будет являться показателем прогресса силы и ее качества:
Держа руки опущенными внизу — попытайтесь растянуть полотенце прилагая 95% усилий. После окончания — прислушайтесь к ощущениям своих рук если с мышцами все в порядке то можно поднять руки сначала в стороны потом вверх.
Прекрасным результатом и свидетельством прогресса будет являться возможность растягивать полотенце в течение более чем 90 секунд.
Невозможность выполнить тест в течение 60 секунд – свидетельствует о перенапряжении при выполнении основных упражнений и говорит о необходимости снизить нагрузку.
Оригинальный комплекс упражнений Засса предполагает использование цепей. Однако цепи можно заменить любой прочной тканью. Ниже приведены два комплекса изометрических (статических) и один комплекс динамических упражнений Александра Засса
Плен
Также Александр 3асс 3 раза попадал в плен и каждый раз из него бежал. Однако два раза его ловили после чего довольно жестоко наказывали что на некоторое время отбивало охоту. Но лишь на время. В третий раз побег оказался успешным и именно он стал причиной восхождения мужчины на цирковой Олимп. До войны он был просто достаточно известным атлетом но не выступал в цирке регулярно. Он занимался просто для себя хотя иногда наведывался в цирк чтобы посмотреть тот или иной номер.
Выбравшись из плена он добрался до небольшого города в Венгрии где как раз в то время гастролировал цирк Шмидта. Это был самый известный цирк в Европе в который стремились попасть все. Александр решил что это его шанс. Он начал переговоры с хозяином цирка поделился с ним информацией о том что является пленным и сбежавшим солдатом. При этом рассказал о своих возможностях и огромной силе. Во время первой же встречи хозяин решил проверить парня. Он дал ему большой металлический прут и железную цепь для того чтобы парень проявил свои возможности.
Надо отметить что перед этим Александр несколько дней жил без еды и воды потому что был в бегах. Однако он понимал что от того сможет ли он себя проявить зависит его будущее. Поэтому собрал все свои физические и духовные силы и смог разорвать цепь голыми руками после этого еще согнуть прут. Сразу же после этого хозяин цирка принял его в цирковую труппу а по всему городу разнеслась весть о невероятно сильном атлете.
Однако не все было так гладко. Тренировки Александра Засса по-прежнему волновали и интересовали публику. Он становился все более востребованным и интересным циркачом. Но в один прекрасный момент на его выступление обратил внимание австрийский комендант. Того впечатлили номера Александра поэтому он заинтересовался его биографией. Тогда он узнал что Засс является русским пленным который сбежал из плена австрийцев.
После этого Александра сильно избили и он оказался в темнице. Однако он нашел решение этой проблемы опять же благодаря своей силе. Голыми руками он рвет цепи и разгибает решетки. В этот раз ему удается сбежать и добраться до Будапешта. Там он знакомится с довольно известным и добродушным борцом по имени Чай Янос который помогает ему устроиться в местный цирк. В будущем именно благодаря этому человеку мужчина попадет в труппу итальянского цирка.
Изометрические упражнения:
Первый комплекс изометрических упражнений
Упражнение 1 Возьмите концы цепи в руки. Согните правую руку и растяните ею цепь в прямой левой руке держите другой конец. Затем поменяйте руки и повторите упражнение.
Упражнение 2 Руки в исходном положении держатся на ширине плеч или чуть шире плеч. Растяните цепь но при этом напрягайте не только мышцы рук а еще и мышцы груди и широчайшие мышцы спины.
Упражнение 3 Вытяните согнутые руки перед грудью и растягивайте цепь. В данном упражнении работают мышцы рук и груди.
Упражнение 4 Цепь растягивается за спиной. Первостепенное воздействие оказывается на трицепсы.
Упражнение 5 Как и в предыдущем упражнении растяните цепь за спиной. Но на этот раз помимо трицепсов напрягайте мышцы живота и груди.
Упражнение 6 Перед началом упражнения нужно выдохнуть. После выдоха обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте глубокий вдох напрягите грудные мышцы и широчайшие мышцы спины и растяните цепь.
Упражнение 7 Здесь нам понадобятся две цепи. Нужно прикрепить кожаные петли к одному концу каждой цепи и в эти петли продеть ступни ног. Цепь растягивается при этом напрягаются трапециевидные мышцы и мышцы рук.
Упражнение 8 При растягивании цепи меняйте руки в исходном положении. Напрягаются трицепсы и дельтовидные мышцы.
Упражнение 9 Как и в предыдущем упражнении меняйте исходное положение. Кроме рук меняйте и положение ног.
Упражнение 10 При растягивании цепи используйте сначала правое бедро затем левое бедро.
Упражнение 11 На сей раз меняйте положение рук ног и туловища при растягивании. Надо сделать 2 наклона к левой и правой ноге.
Упражнение 12 Цепь растягивается в упоре лежа на полу напрягаются мышцы плечевого пояса и трицепсы. Тело должно находиться в постоянном напряжении.
Упражнение 13 Теперь необходимо растягивать цепь в стойке на руках используя мышцы рук спины и шеи. При поиске баланса в стойке постарайтесь всю нагрузку перенести на пальцы.
Упражнение 14 Для выполнения этого упражнения понадобится использование двух петель. При растягивании цепи должны напрягаться шейные мышцы и спинные мышцы.
Упражнение 15 Когда вы выполняете упражнение развивающее мышцы рук и четырехглавые бедра меняйте положение рук и ног.
Упражнение 16 Как и в упражнении 14 здесь понадобятся две петли. Основное воздействие оказывается на мышцы задней поверхности бедра их и надо напрягать во время растягивания цепи. Можно немного разнообразить упражнение и отвести ногу в сторону при растягивании. Поменяйте исходное положение ног и повторите упражнение.
Второй комплекс изометрических упражнений
Упражнение 1 Возьмите цепь в руки согните их и вытяните перед грудью локти должны находиться примерно на уровне плеч. Приложите усилие и попытайтесь растянуть цепь.
Упражнение 2 Занесите согнутые руки за голову. Во время растягивания цепи меняйте ее рабочий отрезок.
Упражнение 3 В этом упражнении нам понадобятся две цепи к их концам прикрепляются ручки. Проденьте ступни рук в одни ручки другие возьмите в руки согните их и поднимите к плечам. Растягивайте цепи строго вверх. Далее расположите ручки на уровне головы а затем выше головы.
Упражнение 4 И вновь буду использоваться две ручки. В одну проденьте ступню правой ноги другую возьмите в правую руку и поднимите вверх. Допускается небольшое сгибание руки в локте. При выпрямлении руки цепь должны растягиваться вверх. Потом нужно повторить упражнений с левой рукой.
Упражнение 5 На вдохе обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте еще один глубокий вдох и попытайтесь разорвать цепь для этого надо напрячь мышцы груди и широчайшие мышцы спины.
Упражнение 6 В исходном положении поставьте ноги шире плеч. В прямую левую руку возьмите одну ручку и держите ее у левого колена другую ручка находится в согнутой правой руке у пояса. В этом положении растягивается цепь затем руки меняются.
Упражнение 7 Один конец цепи возьмите в руки а другой надо закрепить. Если у вас в стене есть крюк на уровне пояса то закрепите конец за него. Ноги поставьте шире плеч и потяните за цепь. Постарайтесь вырвать ее из крюка.
Упражнение 8 Теперь один конец нужно закрепить за крюк в полу а к другому концу прикрепить ручку. Затем надо взяться обеими руками за эту ручку на уровне колен и попытаться оторвать крюк от пола. При этом напрягаются мышцы спины рук и ног. Потом можно повторить упражнение взявшись руками за ручку на уровне пояса или за спиной.
Детство и юность
Родился Александр в 1888-м в Вильно (Vilno ныне Литва) тогда бывшем частью Российской империи. Александр Засс появился на свет 23 февраля (по старому стилю) 1888 года на одном безымянном хуторе Виленской губернии входящей в состав Северо-Западного района Российской империи. Шура в семье был третьим ребенком. Всего же у Ивана Петровича и Екатерины Емельяновны Зассов было пятеро детей: три мальчика и две девочки.
Вскоре после рождения Александра Зассы уехали с Виленщины и перебрались в окрестности Тулы а когда мальчику исполнилось четыре года семейство переехало в Саранск. Причиной смены места послужило получение отцом должности приказчика. Несмотря на то что помещичьи имения которыми управлял Иван Петрович располагались между Саранском и Пензой жили Зассы преимущественно в самом городе. Любопытно что и сам городской дом и банковские счета оформлены были не на главу семейства а на мать которая была весьма целеустремленной и волевой женщиной. Известно что она даже баллотировалась и прошла на выборах в Саранскую городскую Думу. Иван Петрович же умело ведя хозяйство привлекал к работе и всех своих детей. Позднее Александр Иванович вспоминал:
Мое детство прошло на полях ибо семья наша была по сути крестьянской. Еды и питья было вдосталь и тем не менее нам было необходимо много трудиться за всё что мы имели
Детские годы Александра по его собственному признанию не были особенно интересными и состояли в основном из тяжелой работы. Когда он подрос отец стал отправлять его в далекие поездки на лошади с большими денежными суммами которые он должен был помещать в банк на счет владельца имений. В будущем же отец хотел дать Александру техническое образование и мечтал увидеть сына машинистом паровоза. Сам же Засс не имел ни малейшего желания управлять локомотивами. Разъезжая по разным городам и селам он имел возможность видеть довольно много бродячих трупп и цирков-шапито которыми в те дни славилась Россия. Жизнь циркача казалась ему самой прекрасной на свете. Однако даже намека на подобные мысли Александр не мог себе позволить — отец был очень строг и за непослушание мог безжалостно выпороть. Однажды Иван Петрович взял с собой сына на ярмарку продавать лошадей. Вечером после успешной сделки они отправились на представление бродячего цирка расположившегося неподалеку. Увиденное зрелище до глубины души поразило мальчика: Под музыку крики и смех люди парили в воздухе лошади танцевали жонглеры балансировали разными предметами. Но особенно ему понравился силач с легкость поднимающий тяжеленные гири разрывающий цепи и сворачивающий железные прутья вокруг своей шеи. Многие зрители включая и отца Александра следуя приглашению ведущего вставали с мест и пробовали без особых успехов повторить эти трюки. Вернувшись на постоялый двор отец и сын поужинали и легли спать. Но сон не шел к Александру выскользнув из комнаты он помчался к цирковому шатру и заплатив из карманных денег требуемую сумму вошел посмотреть представление еще раз.
Домой он вернулся лишь утром следующего дня. Отец узнав об отлучке сына взял в руки пастуший кнут и выпорол его. Остаток дня и всю ночь Александр провел в отдельной комнате без еды и сна мучимый лихорадкой. Ранним утром ему дали немного хлеба и велели немедленно отправляться работать. Уже вечером отец сообщил сыну что отправляет его на год в дальнюю южную деревню подпаском. Там двенадцатилетнему подростку пришлось помогать пастухам пасти огромное стадо — почти 400 коров 200 верблюдов и свыше 300 лошадей. С утра и до ночи он находился в седле под жгучим солнцем и следил чтобы животные не дрались не разбредались и не залезали в чужие владения.
Все время проведенное вдали от дома Александр не переставал думать о цирке и его чудесной жизни. Он выучился отлично стрелять — не раз и не два пастухам приходилось отбиваться от волков. Общение с животными также много дало будущему цирковому актеру. Он старался обучить лошадей тем же трюкам которые подметил у наездников в цирке совершенствовался в верховой езде и вольтижировке. Вскоре парнишка стал себя чувствовать на спине лошади так же уверенно как на земле. Однако что особенно удивляло пастухов и что сам Александр считал своей главной победой — была его дружба со сторожевыми собаками. Он сумел найти общий язык с шестью огромными свирепыми и безжалостными волкодавами которые потом его всюду сопровождали.
После возвращения в Саранск Засс стал собирать журналы и различные наставления «по совершенствованию фигуры и развитию силы». Читая их он пытался разобраться в премудростях спортивной и цирковой терминологии разучивал атлетические упражнения узнавал об известных борцах гимнастах и силачах. Любимым героем Александра стал выдающийся атлет девятнадцатого века Евгений Сандов.
Ранний день Засса теперь начинался с гимнастики и пробежки. Свободные минуты он проводил на заднем дворе дома посвящая их выполнению различных упражнений. Гантелей и гирь у него не было и парень привязывал к деревянным палкам камни различного веса. Помимо этого он таскал булыжники стараясь удерживать их лишь пальцами рук делал пробежки с теленком или жеребенком на плечах. Тренировался Засс и с толстыми ветвями деревьев — пытался гнуть их без упора одними руками. Позднее он смастерил два турника для перелетов с одной перекладины на другую.
Как награда за упорный труд пришли первые успехи — Александр чувствовал как крепнет и наливается силой его тело.
Он научился «крутить солнце» на перекладине подтягиваться на одной руке ловить 8-килограммовые камни брошенные с подкидной доски.
Случались и травмы. Однажды он не сумел удержать каменный снаряд и упал с поломанной ключицей. Отходив месяц с рукой на перевязи он начал все сначала.
Став старше Засс обратился за помощью к известным атлетам той эпохи — Петру Крылову Дмитриеву Анохину. Все они рассмотрели письма юноши и отправили ему свои методические рекомендации. Тренируясь по их системам упражнений Александр Иванович еще более развил свои способности. Ни один из его сверстников не мог сделать того же что делал он. При весе в 66 килограмм юноша уверенно выкручивал правой рукой 80 килограмм жонглировал 30-килограммовыми гирями. Слухи о его необыкновенной силе быстро распространились по окрестным деревням и селам. Его стали звать на различные гулянки и празднества где люди были не прочь помериться с ним силой. Однако при всех своих выдающихся способностях Александр Иванович рос удивительно спокойным и не драчливым человеком летом он занимался делами отца а зимой посещал школу.
Динамические упражнения Александра Засса
Упражнение 1 Исходное положение — ноги на ширине плеч мешок (отягощение) на полу около носков. Наклониться несколько согнув ноги взять мешок руками и в один темп поднять на грудь. Сделав паузу выжать на прямые руки Четко зафиксировав опустить на грудь и на пол. Повторяется 10–15 раз.
Упражнение 2 Исходное положение — стоя пятки вместе носки врозь мешок в руках на груди. Медленно присесть на носках с одновременным выжиманием мешка вверх на прямые руки. После отчетливой фиксации опустить мешок на грудь с одновременным выпрямлением ног. Следить за синхронным движением рук и ног Повторить 10–15 раз.
Упражнение 3 Исходное положение — стоя ноги на ширине плеч мешок на ладони одной руки у плеча. Выжать мешок на прямую руку повернуть его дважды влево и вправо используя запястье как ось вращения. Возвратиться в исходное положение. Повторять упражнение до усталости работающих групп мышц. Затем упражнение выполняют другой рукой. Через некоторое время в это упражнение вносят изменение (главным образом для развития пальцев). После поднятия отягощения на прямую руку начните двигать по отдельности каждым пальцем как будто вы пытаетесь поднять мешок еще выше. Выполнять до усталости работающих групп мышц.
Упражнение 4 Исходное положение — стоя ноги несколько шире плеч. Мешок на ладони согнутой руки у плеча локоть отведен в сторону. За счет толчка руки и ног перебросить мешок с одной руки на другую так чтобы мешок в полете описал полукруг. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. Постепенно повышать траекторию полета мешка. Повторяется 10–15 раз.
Упражнение 5 Исходное положение — стоя ноги шире плеч несколько согнуты в коленях. Мешок в руках около колен. Выпрямляя ноги и туловище подбросить мешок вверх над собой на 10–15 м. Поймать его на лопатки и шею (с амортизацией ног). Затем толчком сбросить влево от себя и не давая упасть на пол поймать руками. Снова подбросить вверх поймать на шею и лопатки и сбросить вправо поймав затем руками Повторить 10–15 раз.
Упражнение 6 Исходное положение — лежа на спине (на полу) взять мешок находящийся на полу за головой прямыми руками и медленно поднять вверх до вертикального положения рук Опустить на грудь выжать и медленно вернуться в исходное положение Повторить 10–15 раз.
Упражнение 7 Исходное положение — то же. Поднять ноги согнуть их в коленях положить мешок на ступни ног и выжать выпрямляя ноги После фиксации опустить в исходное положение Выполняется до усталости работающих групп мышц По мере тренированности упражнение начинают выполнять каждой ногой поочередно.
Упражнение 8 Исходное положение — стоя пятки вместе носки врозь руки с мешком внизу Дугой влево вверх прямыми руками поднять мешок над головой затем дугой вправо вниз опустить в исходное положение При следующем повторении движение выполняют в другую сторону Выполняют 10–15 раз.
Мечта сгорела в пожаре
Собственное расследование о судьбе Засса уже в наше время провёл Игорь Храмов президент благотворительного фонда «Евразия». «Дело в том что Засс впервые вышел на арену цирка в моём родном Оренбурге — рассказывает он. — Во время командировки в Англию мне пришлось по крупицам собирать детали биографии Александра Ивановича. У Засса не было детей. Он женился один-единственный раз. Ему тогда было 38 лет а невесте воздушной гимнастке Бланш — 16 лет. Молоденькая жена скончалась во время родов. Её портрет всегда висел в изголовье Удивительного Самсона. Позже у вдовца Засса были отношения с воздушной гимнасткой Бетти. Именно она играла на рояле который на канате в зубах держал Александр. Уже после кончины Засса в одном интервью Бетти призналась что ревновала его к другим женщинам поэтому решила с ним расстаться. Она вышла замуж за клоуна Сида. Правда совместные выступления с русским силачом продолжила. Однажды канат оборвался девушка упала на арену получила перелом позвоночника. Ни муж ни Засс Бетти не оставили. Благодаря их заботам она вернулась из больницы на манеж. Однако следующая травма навсегда приковала Бетти к инвалидной коляске.
Последний раз с силовыми номерами Засс выступил в возрасте 66 лет после чего сосредоточился на дрессуре. Азы этого искусства освоил ещё в России под руководством самого Анатолия Дурова — основателя знаменитой династии. Когда внук Анатолия Дурова Владимир Дуров приехал на гастроли в Англию с ним встретился Засс. Он попросил Дурова помочь с организацией его визита в Москву».
В апреле 2011 г. городской совет Хокли к приезду оренбургской делегации благоустроил место захоронения Александра Засса. Фото: Предоставлено Оренбургским благотворительным фондом «Евразия»
«Признаться мы уже ждали встречи с дядей в Москве. И вдруг приходит известие о его смерти» — вспоминает Юрий Владимирович.
«С Зассом произошёл трагический случай — рассказывает Игорь Храмов. — Загорелся фургон с обезьянами из его шоу. Он кинулся спасать животных из огня и получил ожог головы. Попал в больницу где скончался спустя несколько дней от сердечного приступа. Более 40 лет он прожил в Англии но специально не получал английского гражданства только вид на жительство потому что считал себя гражданином лишь одной страны — России. К концу жизни он мог объясняться на 7 языках но так и оставался русским до мозга костей. Эту внутреннюю драму тоску по Родине он таил глубоко в себе ведь рядом не было никого с кем бы он мог поделиться или просто поговорить на родном языке».
Памятник (скульптор Александр Рукавишников) установлен в 2008 г. перед зданием оренбургского цирка. Фото: Предоставлено Оренбургским благотворительным фондом «Евразия»
P. S. Загадку Засса — откуда такая феноменальная сила в человеке со столь скромным ростом (1 м 68 см) — пытались разгадать и при жизни и после смерти Удивительного Самсона. Делал это и Юрий Владимирович — ему удалось задать знаменитому родственнику множество вопросов и получить на них ответы.
Дыхание и концентрация внимания
При выполнении упражнений Засса одной из приоритетных задач является концентрация внимания. Следует также уделять повышенное внимание правильному дыханию. Вдох должен совпадать с наиболее выгодными условиями для расширения грудной клетки при затрате наименьших усилий при выполнении упражнения. Для выдоха наиболее благоприятным положением является сгибание корпуса сведение или опускание рук. Темп движений при выполнении упражнений первое время должен быть медленный а по мере тренированности — средним.